КИРИЛЛ АНДРЕЕВ, корреспондент:
С помощью зрения люди получают до девяноста процентов информации. Но что остаётся, когда человек оказывается лишён возможности видеть? Звуки, запахи, тактильное восприятие — каким предстаёт мир для тех, кто не ощущает его визуальной красоты?
Собаки-проводники в залах Эрмитажа, тактильные выставки в Главном штабе, Русском музее и Мраморном дворце – яркие примеры успешных инклюзивных культурных проектов последних лет. А в Петропавловской крепости в этом году к Международному дню инвалидов в рамках Всероссийского проекта «Эстафета доброты» подготовили специальную программу «Крепость Победы»
ЕЛЕНА ЛЕРМОНТОВА, заведующая отделом просветительских программ Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
Мы можем здесь увидеть и обвод крепости и ощутить это тактильно. Архитектурные сооружения в крепости, различные бастионы и даже пушку крепости.
Экскурсия для незрячих и слабовидящих детей начинается со знакомства с тактильными пособиями. А продолжается рассказом о героической обороне Ленинграда уже на высоте двенадцати метров — у бастиона, где в годы блокады несли вахту слухачи, которые по звуку определяли приближение вражеских самолётов
СОФЬЯ АФАНАСЬЕВА, методист по музейно-образовательной деятельности Государственного музея истории Санкт-Петербурга:
На Государевом бастионе Петропавловской крепости находился звукоулавливатель… Рядом с такими устройствами должны были работать специально обученные слухачи — люди с хорошим слухом. Слухачами стали 12 незрячих жителей города, а сами установки стали называть «уши Ленинграда».
Тифлокомментарий — незаменимый помощник при адаптации уже основной экспозиции музея для слепых и слабовидящих посетителей. Под живописными полотнами с изображениями Невы расположены их тактильные копии
ЕЛЕНА НИКОЛАЕВА, советник генерального директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга по проектной деятельности:
Здесь убираются мелкие детали, которые руками трудно будет воспринять. Здесь убирается большое количество повторяющихся деталей, как, например, колонны какого-то здания. Нам не нужно их перечислить все, нам достаточно показать их несколько, чтобы люди понимали, а в тифлокомментарии скажут уже конкретное количество, сколько их здесь было.
А в Музее городской скульптуры посетителям с ограничениями по зрению предлагают отправиться на прогулку по Невскому проспекту, не покидая пространство выставки. Проект «Прикоснись к прекрасному» посвящён памятникам, которые расположены в центре города.
КИРИЛЛ АНДРЕЕВ, корреспондент:
Сейчас я надену на глаза эту маску и попробую на ощупь определить, какие памятники здесь представлены.
Так, ну это, наверное, памятник Екатерине Второй.
КАРИНА ВАЛЕГИНА, начальник научно-экспозиционного отдела Государственного музея городскую скульптуры:
Вы абсолютно правы. Мы рассказываем об истории памятника, описываем его в пространстве, человек его тактильно изучает, и при этом дополнительно идет экскурсия. Памятники сделаны из бронзы — оригинального материала оригинальных памятников… Есть много моделей 3D, сделанные из пластика, мы нашу задачу видели именно в сохранении оригинала.
КИРИЛЛ АНДРЕЕВ, корреспондент:
Маску я надел всего на несколько минут, но и этого времени хватило, чтобы ощутить, насколько иначе воспринимается мир, в котором нет картинки. Однако даже если красота оказывается незримой, к ней есть возможность прикоснуться.