В гостях у программы «Утро в Петербурге» Антон Лубченко, художественный руководитель фестиваля имени С. К. Горковенко и Дарья Евсеева, куратор фестиваля имени С. К. Горковенко.

Марианна Дьякова, ведущая: В нашем городе начинается настоящее музыкальное путешествие от классических шедевров Петра Ильича Чайковского до авангардных экспериментов Сергея Курёхина. В северной столице стартует 4-й музыкальный фестиваль имени Станислава Горковенко. Событие, которое уже традиционно ломает стереотипы о симфонических концертах.

Николай Растворцев, ведущий: В течение месяца на лучших площадках города Петербурга ждут мировые премьеры, редкие партитуры и смелые творческие диалоги между эпохами и композиторами, и главный проводник в этом мире – Губернаторский симфонический оркестр.

Марианна Дьякова, ведущая: Фестиваль себя позиционирует как «открыватель неизведанных пластов музыки». Что из этих пластов будет открыто на нынешнем фестивале?

Николай Растворцев, ведущий: Мы знаем о премьерах Шостаковича. Не могли бы вы раскрыть эту интригу?

Антон Лубченко, художественный руководитель фестиваля имени С. К. Горковенко: Буквально сегодня мы открываем фестиваль концертом «Шостакович. Симфония кино». Его можно было бы назвать «Шостакович. Исполняется впервые». Это один из самых известных композиторов в мире, но у него остаётся большое количество сочинений, которые никогда ещё не звучали и очень редко звучат. Прежде всего, это музыка к кино: Шостакович работал в кино с 1930-х до 1970-х годов, полвека жизни в кинематографе. Во время военных 1940-х многие партитуры были утрачены или оставались в частных архивах. В прошлом году Ирина Антоновна Шостакович, вдова композитора, издала наиболее полное собрание сочинений, включая несколько томов киномузыки, которых раньше не было возможности сыграть. Для меня огромная честь, как для руководителя фестиваля и Губернаторского симфонического оркестра, что именно нашему коллективу досталась такая творческая возможность исполнить эту грандиозную музыку впервые. Я эту музыку знал, потому что люблю советское кино и, можно сказать, фанат фильмов с музыкой Шостаковича.

Николай Растворцев, ведущий: Узнают ли, если не говорить, что это Шостакович, его почерк по нотам? Можно ли по мотивам узнать его стиль, или музыка слишком разнообразна?

Антон Лубченко, художественный руководитель фестиваля имени С. К. Горковенко: Музыка Шостаковича всегда необычная, но люди, знакомые с ней, узнают с первых нот. Интересно, что в его фильмах часто показывается Италия, Германия, присутствует американский джаз – например, в фильме «Встреча на Эльбе». Через любые стилизации его фирменный авторский почерк узнаётся сразу. Колоссально, как человек в середине XX века среди такого многообразия звуков смог найти свой стиль.

Марианна Дьякова, ведущая: Дарья, фестиваль пройдёт на множестве площадок от Эрмитажа до недавно открывшегося Центра Курёхина. Как подбирали музыкальный материал под площадку? Есть корреляция?

Николай Растворцев, ведущий: Влияет ли площадка на восприятие музыки?

Дарья Евсеева, куратор фестиваля имени С. К. Горковенко: Безусловно, корреляция есть. Антон каждый раз состыковывает, где что будет хорошо звучать, где логично.

Антон Лубченко, художественный руководитель фестиваля имени С. К. Горковенко: Это вопросы акустики прежде всего.

Дарья Евсеева, куратор фестиваля имени С. К. Горковенко: Да, акустики, и мы стараемся вовлекать как постоянные репертуарные площадки оркестра, так и новые. Фестиваль – удобный формат для экспериментов с локациями, произведениями и просветительской деятельностью. Исполняя кинопартитуры Шостаковича, мы привлекаем внимание к советскому кинематографу, который часто забыт. Из 16-ти фильмов, музыка к которым прозвучит сегодня, многие зрители или не смотрели, или давно забыли эти фильмы.

Николай Растворцев, ведущий: Как цифровой формат меняет восприятие классической музыки? Большинство концертов будет онлайн, и звук немного искажен.

Дарья Евсеева, куратор фестиваля имени С. К. Горковенко: Живое исполнение – это энергетика и атмосфера, но трансляция открывает другие возможности: можно наблюдать за дирижёром, эмоциями музыкантов, видеть крупным планом, с разных ракурсов, чего невозможно в зале.

Марианна Дьякова, ведущая: Есть плюсы и оффлайн, и онлайн?

Дарья Евсеева, куратор фестиваля имени С. К. Горковенко: Конечно, это разные истории.

Антон Лубченко, художественный руководитель фестиваля имени С. К. Горковенко: Я не против прослушивания музыки онлайн. Уже стало нормой слушать её удобно, сидя в кресле. Но большую музыку лучше слушать немного неудобно, голодным и немного усталым – мозг настроен на восприятие проблематики.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть нужно быть немножко страдающим художником, чтобы воспринять?

Дарья Евсеева, куратор фестиваля имени С. К. Горковенко: Не все согласны с Антоном. Трансляция прошлого года набрала около 5-ти миллионов просмотров.

Марианна Дьякова, ведущая: Всё-таки многие хотят комфорта?

Антон Лубченко, художественный руководитель фестиваля имени С. К. Горковенко: Да, в этом бич нашего времени.