В гостях у программы «Утро в Петербурге» Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге.

Николай Растворцев, ведущий: Каждое первое число многие из нас находят в своих почтовых ящиках квитанции за ЖКУ, однако среди этих документов встречаются творения мошенников. Они научились виртуозно подделывать платежки, а главное, используют наше незнание новых форматов и беспечность. Только в этом месяце десятки петербуржцев попались на удочку аферистов, потеряв немалые деньги.

Марианна Дьякова, ведущая: Это лишь вершина айсберга. Появились новые схемы – от проверки отопления до телеграм-ботов, которые маскируются под сервисы оплаты. Как отличить правду от обмана и защитить свой кошелёк? Если начать с самых азов: получает законопослушный гражданин квитанцию. На что в первый момент нужно обратить внимание, чтобы распознать, действительно ли это квитанция? Есть ли какие-то «красные флаги», чтобы сразу заметить подделку?

Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге: Для начала нужно посмотреть, кому вы будете платить. Должны быть указаны реквизиты, совпадающие с вашей управляющей компанией, либо ИНН. Чтобы его проверить, пользователю смартфона достаточно одной минуты. Тем, кто не умеет пользоваться гаджетами, нужно вернуться к своей старой квитанции и сверить реквизиты.

Николай Растворцев, ведущий: Касаемо новых квитанций, которые появляются или скоро появятся. На что советуете обратить внимание, чтобы увидеть отличие? Всё тот же ИНН или есть другие моменты?

Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге: Действительно, с 1-го ноября у большинства жителей города визуально квитанция изменяется. Все, кто оплачивают через единый расчётный счёт, петербургская квитанция немного видоизменилась, упростилась, структурировалась. Теперь в верхней части квитанции можно обнаружить фамилию и имя плательщика, адрес с указанием лицевого счёта, общую сумму к оплате и QR-код, который должен вести на сайт управляющей компании или на ГИС ЖКХ, если используется мобильное приложение, то через «Госуслуги.Дом». Любой переход на другое физическое лицо, индивидуального предпринимателя или иную организацию должен насторожить и остановить плательщика.

Марианна Дьякова, ведущая: Если понимаешь, что что-то не так с квитанцией, что с ней делать? Выкинуть? Отнести в управляющую компанию или прямо в полицию?

Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге: Если вы не произвели оплату, про неё нужно просто забыть и быть внимательнее. Если оплата произошла, мошенники надеются, что мы не будем активны и не будем отстаивать свои права. Нужно оценить свои риски, сумму. Раньше мошенники указывали высокие суммы, а теперь – небольшие, чтобы вызвать радость, будто управляющая компания сделала скидку. Перевод осуществляется. Если он произошёл, нужно обращаться в организацию, через которую он был сделан: если это банк – в банк, чтобы затем в полиции подтвердить платёж. Сделать фотофиксацию, написать, когда вы получили квитанцию и как произвели оплату. Это будет очень долго. Статья о мошенничестве действует, но доказать сложно, и шансов вернуть деньги мало.

Николай Растворцев, ведущий: Но всё равно подать заявление нужно, чтобы попытаться?

Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге: Да, особенно если это массовый характер в доме. Тогда сумма, переведённая мошенникам, будет больше, и выше шанс, что полиция вмешается.

Николай Растворцев, ведущий: Во многих домах стоят камеры. Если человек зашёл в каждую парадную и положил квитанции, как минимум у нас есть изображения. А когда приходят домой без масок, представляются контролёрами и предлагают проверить отопление – такие жулики тоже есть. Что они измеряют – непонятно. Кто вообще имеет право прийти домой, кроме газовой службы?

Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге: Любая система теплоснабжения или газоснабжения входит в состав общего имущества многоквартирного дома и должна проверяться управляющей организацией не больше 3-х раз в год – в рамках подготовки к отопительному периоду и после его завершения. Управляющая организация должна уведомлять заблаговременно, не менее чем за 2 недели. Придут не только к вам, но и к соседям. Поэтому не нужно поддаваться уговорам и пускать посторонних в квартиру.

Марианна Дьякова, ведущая: Появилась ещё более коварная схема – бесконтактная. В мессенджерах через боты предлагают скидку для оплаты ЖКУ и просят подтвердить некий код. Это всегда мошенничество? Может ли официально быть такая система?

Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге: Всегда нужно насторожиться, потому что официальные органы не обращаются через мессенджеры. Единственный мессенджер, который может использоваться управляющей организацией для уведомлений о плановых отключениях или работах в доме, – это домовой чат, который может быть в мессенджере, включая наш российский «MAX», либо через «Госуслуги.Дом». Вариантов много, но никакие фишинговые ссылки, фотографии, просьбы включить экран или прислать код недопустимы. Сейчас распространена схема с «заменой кода доступа в парадную»: вам предлагают сообщить код, чтобы выслать новый. Этого делать нельзя.

Николай Растворцев, ведущий: Что вы советуете как упреждающий шаг? Может быть, установить приложение, проверять ИНН, рассказать соседям?

Алла Бредец, руководитель Регионального центра общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» в Санкт-Петербурге: Самое безопасное – подключить на своём устройстве ГИС ЖКХ, приложение «Госуслуги.Дом», и оплачивать только через него. Это официальный государственный сервис. Управляющие компании, товарищества собственников жилья и ресурсоснабжающие организации обязаны своевременно вносить туда информацию, включая показания счётчиков. Это самая актуальная и надёжная информация.