В гостях у программы «Утро в Петербурге» Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Марианна Дьякова, ведущая: Сегодня в Передовой инженерной школе в Политехе стартует «Зимний университет». Это большое международное мероприятие для студентов 3-4 курсов, в котором участвуют молодые исследователи из десятков российских вузов и вузов стран СНГ. Тема этого года актуальная – «Искусственный интеллект и цифровые технологии». Участники будут погружаться в технологии промышленного искусственного интеллекта, архитектуру нейросетей и инновации в цифровом инжиниринге. Что такое «Зимний университет»? Что это за формат и что он позволяет в сжатые сроки сделать?

Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Он проводится третий год подряд, организованный Минобрнауки в трёх передовых инженерных школах. Если изначально это был Великий Новгород, Псков и Санкт-Петербург, то в этом году Великий Новгород, Самара и Санкт-Петербург. По сути, 200 студентов в каждый университет приезжают из разных стран. К нам приехало из 13-ти стран около 200 студентов. Это довольно много: страны СНГ, Куба, Индонезия, Китай, Индия, Сербия.

Марианна Дьякова, ведущая: То есть дальнее зарубежье тоже присутствует?

Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Да, и в этом смысле школы интересны тем, что обучение проходит на двух языках, обязательно знание английского языка. Студенты перемешиваются, ходят на разные занятия. В течение двух недель они будут изучать три трека. Один посвящён технологиям, второй – искусственному интеллекту и инжинирингу, третий – некоторым управленческим компетенциям, связанным с использованием технологий.

Николай Растворцев, ведущий: Как компенсируется разница в образовании? Ваша школа передовая, но есть студенты с разным уровнем подготовки, они должны на одном уровне понять и принять знания.

Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Это сложный вопрос, решается несколькими способами. Первый – мы проводили жёсткий отбор. Чтобы 200 студентов приехало, отбор был из более чем 3-4-х тысяч человек, которые отправили резюме, мотивационные письма, объяснили, кто они. Специалисты нашей инженерной школы выбирали направления, которые становятся наиболее близкими, интересными и по формату, и по содержанию. То есть отобраны знающие студенты, чтобы были на одном языке и уровне.

Марианна Дьякова, ведущая: Понятно, что искусственный интеллект активно внедряется в жизнь, заменяет рутинные процессы, сбор данных. Можем ли мы сказать, что в ближайшее время рутинные процессы будут полностью в научных разработках и промышленности заменены искусственным интеллектом? Или в ответственных областях будет соблюдаться соотношение человеческого и искусственного интеллекта?

Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Нет. Пока нельзя говорить, что он будет заменять что-то полностью на 100%, речь идёт о рутинных операциях, которые человеку неинтересно выполнять. Или там, где величина ошибки не настолько значима, чтобы учитывать нюансы и сложности применения технологий искусственного интеллекта. Пока мы можем говорить, что искусственный интеллект – ассистент, который совместно с человеком выполняет действия по его техническому заданию.

Марианна Дьякова, ведущая: Он ограничен в своих возможностях, так?

Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Ограничен людьми. Главным ограничением является то, что постановка задачи и причинно-следственные связи остаются за человеком. То есть правильно сформулировать, что именно нужно сделать с помощью искусственного интеллекта, как поставить задачу, как сформулировать. Но это и не только про искусственный интеллект, мы в жизни тоже должны правильно ставить техническое задание людям. Ограничения присутствуют, но главные ошибки возникают там, где он не может установить причинно-следственные связи. Если человек пытается подумать, почему не сходятся данные, то искусственный интеллект может выступать генератором. Раз не сходится, значит либо забудем, либо придумаем, почему сошлось.

Марианна Дьякова, ведущая: Значит ли это, что нам нужно прокачивать собственные гибкие навыки в коммуникации с искусственным интеллектом? Всё зависит от того, как мы правильно поставим ему задачу, а постановка задачи для искусственного интеллекта и для человека – разные вещи. Будут ли в рамках «Зимнего университета» давать знания о том, как правильно ставить задачи искусственному интеллекту в цифровом инжиниринге?

Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: В рамках «Зимнего университета» у них будут задачи, связанные с инженерией, использованием искусственного интеллекта. Они будут работать с разными типами данных, понимать, как их применять в инженерном проекте, но окончательное решение останется за человеком. Коммуникация с искусственным интеллектом – широкий набор технологий – является важным навыком. Мы не сможем отменить у студентов и детей использование технологий искусственного интеллекта. Они будут общаться с Алисой, другими системами, делать домашнее задание с их помощью. От этого не уйти, но мы должны научить их использовать это правильно. Нельзя доверять слепо, нужно перепроверять, осуществлять фактчекинг. Это важные инструменты коммуникации и правила игры, которые мы должны соблюдать.

Николай Растворцев, ведущий: Есть ли вероятность, что ребята из других регионов и стран увезут знания и впечатления и захотят вернуться в Петербург, чтобы развивать науку, открывать что-то новое?

Сергей Салкуцан, директор Центра дополнительного профессионального образования Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого: Это одна из основных задач этого университета, потому что образование – формат взаимодействия, мягкой силы, когда мы определяем то, как учим, показываем, демонстрируем. А город нам помогает, потому что, приехав в Санкт-Петербург, даже в не самое красивое время в конце ноября и декабря, можно увидеть замечательные места, интересные музеи. Для студентов это важно, потому что одной из основных частей программы является культурная программа. В этом смысле нам повезло в Санкт-Петербурге, потому что мы можем что-то показать.