В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа.

Ильдар Абитов, ведущий: В Государственном Эрмитаже скоро начнёт работу грандиозная выставка «Искусство портрета», в преддверии открытия которой мы рассказываем о портретных шедеврах разных эпох.

Марианна Дьякова, ведущая: Сегодня мы познакомим вас с уникальным экспонатом – золотой маской из царского погребения Рескупорида.

Ильдар Абитов, ведущий: Где и когда было обнаружено это погребение Рескупорида? Как оно привлекло внимание исследователей?

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Это довольно интересная находка, потому что содержит две разные даты. В 1839-м году в Керчи, на территории бывшего Боспорского царства, ждали приезда Николая I. Императора нужно было чем-то удивить, порадовать. Два крупнейших археолога того времени, которые были непрофессионалами – профессиональной археологии ещё не существовало, – старались найти что-нибудь значительное. Повезло Антону Бальтазаровичу Ашику, директору Керченского музея: он подкапывался под курган и нашёл саркофаг с прекрасным захоронением. Он описывает, что там была ткань, лежала женщина, а на её лице – золотая маска. Эта вещь сразу привлекла внимание: маска и женщина. Он однозначно описывает женское захоронение, даже приводит детали одежды. Хотя есть серьёзные основания считать, что он не видел погребение в момент открытия: работали бригады, руководителей звали только при обнаружении чего-то интересного. Думаю, он увидел уже извлечённые вещи и ориентировался на слова рабочих.

Марианна Дьякова, ведущая: Почему эта маска считается особенной? В чём её уникальность?

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Эта маска по праву попадает на выставку портрета. У неё нет аналогов, она единственная в мире. Золотые маски вспоминают обычно со времён Тутанхамона, но большинство таких масок абстрактные. Золотую маску клали на лицо покойного, и она не должна была совпадать с его чертами. А эта удивительным образом абсолютно портретная, как бюст. Это странно, потому что её нужно прямо надевать. Поэтому считали, что она сделана по слепку – гипсовому или восковому. Больше таких не найдено. За почти два столетия ничего подобного не обнаружили. Она единственная, что вызывает массу вопросов.

Ильдар Абитов, ведущий: Исследователи сразу решили, что маска могла принадлежать самому Рескупориду, или были другие версии?

Марианна Дьякова, ведущая: Откуда возникло имя Рескупорид?

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Там было найдено серебряное блюдо с надписью «Царя Рескупорида» и двумя весовыми знаками – предмет из сокровищницы. Поэтому решили, что погребение связано с Рескупоридом. Но поскольку, как считали, в саркофаге была женщина, погребение называли «погребением Рескупориды».

Марианна Дьякова, ведущая: Версий много. Но вы склонялись к тому, что это женщина?

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Сама маска вызывала разные мнения: одни видели мужчину, другие женщину. Это зависит от того, что вам сказали изначально. На выставке «Тайны золотой маски», которая была лет 15 назад, проводили опрос. Результаты разделились почти 50 на 50: за мужчину – 54%. Это статистическая погрешность. Кто-то видел мужчину, кто-то женщину.

Марианна Дьякова, ведущая: Если говорить о материале, это действительно золото?

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Да. Причём довольно толстый золотой лист для маски. Обычно вещи, которые клали в погребения, делали из тонкого листа, вырезанного ножницами, часто неаккуратно. А маска выполнена чрезвычайно качественно. Мы можем гадать, кто лежал в погребении, хотя я уверен, что сейчас мы знаем это. Но абсолютно точно можем сказать: маска изображает мужчину. Сейчас это доказанный факт.

Ильдар Абитов, ведущий: Вы упомянули, кто такой Рескупорид. Какое историческое значение имеет эта фигура?

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Рескупоридов было много, учёные насчитывают 5-6. Поэтому непонятно, о ком речь: они не использовали нумерацию. Это распространённое имя в савроматской династии или династии Тибериев-Юлиев. Но, судя по всему, речь о ком-то из самых поздних Рескупоридов – последний всплеск роскошного погребения. Потом начался упадок.

Марианна Дьякова, ведущая: Говорят, что в этой маске сплелись греческие и китайские традиции.

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: Здесь есть что-то от китайских масок, хотя сама она не несёт китайских черт. Интересен вопрос, почему маска появилась вообще? У греков и римлян такой традиции не было – это не египтяне и не сирийцы. В Северном Причерноморье встречается редкая традиция золотых масок. Некоторые связывают её с Египтом. Но мы говорили о сарматской династии: в сарматских погребениях находят китайские вещи – нефритовые, лаковые. Европейскому учёному кажется, что Китай далеко, но для кочевника путь трудный, но проходимый. Мы с коллегой Натальей Сутягиной делали доклад, в котором связывали традицию золотых масок Северного Причерноморья с китайскими. Традиция могла прийти из Китая, сама маска – работа античного мастера.

Марианна Дьякова, ведущая: Когда мы сможем увидеть эту маску в более лёгком доступе, не только в Золотой кладовой?

Александр Бутягин, заведующий сектором археологии северного Причерноморья Отдела античного мира Государственного Эрмитажа: 7-го декабря откроется выставка «Искусство портрета», и там будет и эта маска. Обычно она в Золотой кладовой, доступ к ней ограничен, требуется отдельный билет. А на выставке её смогут увидеть все, вместе с множеством потрясающих портретных шедевров.