В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Аксёнчик, автор и ведущий, Николай Корнеев, режиссёр, художественный руководитель и Наталия Кадочникова, внучка П. П. Кадочникова, руководитель творческой мастерской «Династия» им. П. Кадочникова.
Марианна Дьякова, ведущая: В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения народного артиста СССР, лауреата трёх Сталинских премий Павла Кадочникова. Сегодня в эфире телеканала «Санкт-Петербург» новый документальный фильм, премьера из цикла «Легендарные земляки. Повесть о настоящем Кадочникове».
Ильдар Абитов, ведущий: Его по праву называют легендой советского кино. Яркие образы артиста – майор Виноградов в «Подвиге разведчика» или Алексей Мересьев в «Повести о настоящем человеке» – навсегда остались в памяти зрителей.
Марианна Дьякова, ведущая: Но за этими знаменитыми ролями сложная судьба, полная испытаний. Именно её постарались рассказать авторы фильма и его герои.
Ильдар Абитов, ведущий: Чем Павел Кадочников интересен современной аудитории?
Дмитрий Аксёнчик, автор и ведущий: Когда мы начали изучать историю Павла Кадочникова, многое впечатлило. Можно ещё копать, там сплошь легендарные имена – Эйзенштейн, Вицин. Знаете, сколько деревьев посажено на участке Кадочникова известными людьми? Соломин, например. Наталья об этом позже расскажет.
Марианна Дьякова, ведущая: То есть целый сад?
Дмитрий Аксёнчик, автор и ведущий: Целый сад, конечно. Но меня больше впечатляли не общеизвестные вещи. Например, когда Кадочников снимался в «Повести о настоящем человеке», чтобы достоверно передать боль лётчика Мересьева, он складывал в сапоги шишки.
Марианна Дьякова, ведущая: Как собирались материалы? Среди всего этого массива как вы находили то, что войдёт в фильм, чтобы раскрыть масштаб личности и по-новому представить Кадочникова?
Николай Корнеев, режиссёр, художественный руководитель: Проводником по судьбе актёра стала Наталья Кадочникова. Она пригласила нас на дачу, которая принадлежала актёру. Сейчас там собирается вся семья. Каждый сантиметр дышит историей. Мы уже сказали про сад: там есть и дерево Черкасова, и аллея Эйзенштейна. И даже есть «лестница трезвости», как называла её Фаина Раневская.
Марианна Дьякова, ведущая: В переносном или прямом смысле?
Наталия Кадочникова, внучка П. П. Кадочникова, руководитель творческой мастерской «Династия» им. П. Кадочникова: У нас крутая лестница на даче, и Фаина Георгиевна назвала её «тестом на трезвость».
Ильдар Абитов, ведущий: Наталья, вы уже посмотрели фильм. Телезрители – ещё нет. Как оцениваете? Есть особенно удачные моменты?
Наталия Кадочникова, внучка П. П. Кадочникова, руководитель творческой мастерской «Династия» им. П. Кадочникова: Я уверена, что по тому, как это снималось, какие вопросы задавались, с каким трепетом всё делалось – картина получится. Мы тоже работали дистанционно. Мне кажется, фильм выйдет очень тёплым.
Марианна Дьякова, ведущая: Картина – это часть сохранения наследия Кадочникова. Вы много этим занимаетесь, руководите мастерской, которая тоже сохраняет наследие. Насколько сложно сохранять память, даже если это родной дед?
Наталия Кадочникова, внучка П. П. Кадочникова, руководитель творческой мастерской «Династия» им. П. Кадочникова: Именно потому что родной дед – сложно. Прибавляется личное. Иногда надо отключать внучку и включать профессионала. У нас уже 16 лет существует творческая мастерская «Династия имени Павла Кадочникова». В этом году мы провели 10-й юбилей фестиваля искусств. У нас уже 40 регионов, 450 очных участников. Приятно, что ребята знают, кто такой Павел Кадочников, понимают, чьи дипломы получают, и вновь прибывшим рассказывают. Так сохраняется память. Мои дети и ученики всегда с гордостью говорят, что они выпускники династии.
Ильдар Абитов, ведущий: Николай, Дмитрий, а вас лично что больше всего поразило? Перипетий в его творчестве много. Особенно драматичен момент, который был в анонсе. Что сказал Кадочников Хрущёву и почему замолчал на год?
Дмитрий Аксёнчик, автор и ведущий: История была связана с тем, что в один год учиться в школе нужно было не 10, а 11 лет. Это сказалось на планах сына Кадочникова Петра. Павел Петрович, как лидер мнения, получил звонок – хотели взять комментарий. Он сказал: «Я хочу знать, какой идиот это придумал». История известна. Но меня больше впечатляли закулисные вещи, каким он был человеком. Например, когда Павел Петрович был на съёмках или в командировках, он Наталье присылал открытки, рисовал сам и подписывал: «С любовью, Диде». И когда показывали фильмы с его участием, вся семья собиралась, и не дай бог кто-то отходил.
Николай Корнеев, режиссёр, художественный руководитель: Когда студия документальных фильмов предложила работу, я изучил личность Кадочникова и понял, что это аллюзия на античного героя. Его работы – «Повесть о настоящем человеке», «Подвиг разведчика» – монументальны. Поэтому мы решили использовать такой приём: белое пространство, телевизор по центру, как в «Матрице» – что-то вечное и монументальное. Думаю, через 50 лет это будут изучать как античные произведения – в хорошем смысле.
Марианна Дьякова, ведущая: Кто ещё участвовал в создании фильма?
Николай Корнеев, режиссёр, художественный руководитель: Спасибо нашему проводнику Наталье Кадочниковой. Участвовали Адабашьян, Александр Поздняков.
Дмитрий Аксёнчик, автор и ведущий: Татьяна Львовна Пилецкая, Николай Витальевич Буров – стал украшением фильма. Он рассказывал о любимом моменте из «Подвига разведчика»: когда страсти накаляются, взлом сейфа, поднимается сирена.
Ильдар Абитов, ведущий: Наталья, вы общаетесь с молодыми актёрами. Чувствуется ли влияние Кадочникова?
Наталия Кадочникова, внучка П. П. Кадочникова, руководитель творческой мастерской «Династия» им. П. Кадочникова: Я работаю с подростками по так называемой системе Павла Кадочникова. Он сам систем не писал, мы все работаем по системе Станиславского. Но его главное кредо: в нечеловеческих ситуациях оставаться людьми. И это влияние чувствуется. Про династийцев часто говорят: их сразу видно. Мы не учим быть актёрами или режиссёрами – мы учим быть людьми. Это главное наследие Павла Петровича.
Марианна Дьякова, ведущая: Почему телезрители должны сегодня посмотреть фильм?
Николай Корнеев, режиссёр, художественный руководитель: Потому что это монументальная история о настоящем человеке – то, чего нам не хватает сегодня.
Дмитрий Аксёнчик, автор и ведущий: Это моя личная дань уважения дедушкам и бабушкам, для которых этот человек был героем. Когда я впервые начал читать историю, я сказал Коле: «Что это за наш советский Том Круз?» Тут прыгает под куполом, потом сцена с тигром.
Ильдар Абитов, ведущий: Наталья, почему, на ваш взгляд, стоит посмотреть картину?
Наталия Кадочникова, внучка П. П. Кадочникова, руководитель творческой мастерской «Династия» им. П. Кадочникова: Потому что Кадочников – история нашей страны, а историю надо знать. Если мы не помним прошлого, о каком будущем можно говорить. Чтобы идти в будущее, нужно знать своё прошлое.