В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Семёнова, директор Дома-музея Юлиана Семёнова, дочь писателя и Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя.
Николай Растворцев, ведущий: В это воскресенье в Малом зале Петербургской академической филармонии имени Дмитрия Шостаковича состоится фортепианный концерт Юлиана Семёнова-Брайди, внука известного писателя, автора легендарных романов – таких как «Семнадцать мгновений весны», «Противостояние», «ТАСС уполномочен заявить» Юлиана Семёнова.
Ксения Бобрикова, ведущая: Каким важным датам будет посвящено выступление? Что услышит петербургский зритель?
Николай Растворцев, ведущий: Юлиан, ведь вы впервые будете выступать здесь, в северной столице?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Да, это первый раз. Хотя, когда мне было 20 лет, мы приезжали – это было недалеко от Питера.
Николай Растворцев, ведущий: В Выборге?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Да, и я там уже играл.
Николай Растворцев, ведущий: Но Петербург вас принимает впервые. У вас больше волнение или радостное предвкушение?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Я, конечно, очень рад, что буду играть здесь. Я знаю, что питерская публика очень талантливая и требовательная. Немного волнуюсь.
Ксения Бобрикова, ведущая: Ольга, концерт посвящён двум важным событиям в судьбе вашей семьи. Давайте расскажем об этом подробнее, ведь это напрямую связано с нашим городом.
Ольга Семёнова, директор Дома-музея Юлиана Семёнова, дочь писателя: Да, вы правы. В 1980-м году, 45 лет назад, Юлиан Семёнов начал поиски Янтарной комнаты, пропавшей в годы Великой Отечественной войны. Он рисковал жизнью, ведя эти поиски вместе с замечательным меценатом, немецко-российским бароном Эдуардом фон Фальц-Фейном и немецким солдатом Георгом Штайном, осознавшим вину немцев перед русскими. Они много искали и в Германии, и в других странах. К сожалению, Георг Штайн трагически закончил жизнь именно из-за этой истории.
Вторая дата – 40 лет со дня выхода на экраны фильма «Противостояние». Первое «Противостояние», где играл великий Басилашвили, снимал Семён Аранович. Очень люблю этот фильм, замечательная картина, на мой взгляд.
Николай Растворцев, ведущий: Как эти события будут отражены в музыкальной программе? Сквозь призму нот, произведений?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Я буду играть произведения Клода Дебюсси, Сергея Рахманинова – «Шесть музыкальных моментов», а также сочинения Шопена: Прелюдии, Ноктюрны, «Четвёртую балладу» и другие.
Николай Растворцев, ведущий: Почему именно они? Выбирали по настроению или по связи с историей вашей семьи и города?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Моя прабабушка Наталья Петровна Кончаловская очень любила Сергея Васильевича Рахманинова. Она жила недалеко от его квартиры и подслушивала, как он играет.
Николай Растворцев, ведущий: То есть она была одной из первых, кто слышал будущие шедевры?
Ольга Семёнова, директор Дома-музея Юлиана Семёнова, дочь писателя: Да, гимназисткой бегала, сидела на ступеньках и слушала.
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: А Клода Дебюсси очень любил мой дед, а Шопена любим мы оба.
Ксения Бобрикова, ведущая: В вашем роду – писатели, художники. Вы стали музыкантом, хотя по образованию юрист. Скажите, вы с юриспруденцией навсегда завязали, или, возможно, когда-нибудь вернётесь к правоведению?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Нет, думаю, всё. Я отучился, и уже в 20 лет понял, что хочу стать профессиональным музыкантом.
Николай Растворцев, ведущий: Это помогает вам как преподавателю?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Да, я знаю, как объяснять спокойно и структурированно.
Николай Растворцев, ведущий: Что посоветуете зрителям, которые собираются на концерт? Стоит ли пересмотреть фильмы, перечитать книги, чтобы глубже погрузиться в атмосферу?
Ольга Семёнова, директор Дома-музея Юлиана Семёнова, дочь писателя: Думаю, стоит просто перечитать книги Юлиана Семёнова. Он сам очень любил музыку и до 16-ти лет мечтал стать дирижёром. Он рассказывал, что в детстве вставал на стул, включал радио и дирижировал – лет до 15-ти. Потом стал писателем, но любовь к музыке осталась. Кстати, в Санкт-Петербурге находится музей Шаляпина. Сейчас он на реконструкции, но в следующий раз мы туда обязательно пойдём. Именно туда Юлиан Семёнович хотел попасть, ведь он содействовал возвращению праха великого певца на родину – вместе с бароном фон Фальц-Фейном.
Ксения Бобрикова, ведущая: Юлиан, какие у вас любимые места в Петербурге? Куда идёте в первую очередь?
Юлиан Семёнов-Брайди, пианист, внук писателя: Мы с мамой планируем сегодня пойти на «Пиковую даму», также в Екатерининский дворец. А дальше посмотрим.
Ольга Семёнова, директор Дома-музея Юлиана Семёнова, дочь писателя: Надо всё-таки зайти в «Русский музей» – полюбоваться картинами Василия Ивановича Сурикова, твоего прапрапрадеда. Там есть удивительная картина – «Портрет сибирячки».