В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виктор Высоцкий, режиссёр.

Николай Растворцев, ведущий: Наш город по праву называют культурной столицей. Мы ходим по одним и тем же улицам, не всегда вспоминая, что рядом с нами жили и творили гении, чьи имена навсегда вписаны в историю мировой культуры. Иногда масштаб этих гениев мы осознаём лишь спустя время.

Ксения Бобрикова, ведущая: Речь сегодня о композиторе Борисе Тищенко – ученике Шостаковича, друге Бродского, авторе музыки, звучащей сегодня в Мариинском театре. Это человек-легенда, чей портрет спустя годы обретает целостность в новом документальном фильме. Премьера уже в это воскресенье на телеканале «Санкт-Петербург».

Николай Растворцев, ведущий: С чего для вас началась эта история? Почему именно Борис Тищенко? Было ли ощущение недосказанности вокруг его фигуры?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Прежде всего хочу поблагодарить канал. Для меня честь, что фильм покажут именно здесь. Всё достаточно просто – предложение поступило от продюсера Леонида Резетдинова, ученика Тищенко, композитора. К тому же отмечался юбилей Тищенко. Я учился в консерватории, помню Бориса Ивановича и когда-то исполнял его сонату на рояле. Для меня это было очень привлекательное предложение – фигура огромная. Вы абсолютно точно сказали: только сейчас мы начинаем понимать масштаб.

Ксения Бобрикова, ведущая: С какими вызовами вы столкнулись?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Самый главный – сама фигура. Нужно было говорить с людьми, которые его знали, найти интонацию, адекватную содержанию и понятную широкой публике. Он не был массовой, медийной фигурой. Второй вызов – немного документальных кадров. Спасибо его вдове Ирине Донской-Тищенко, она предоставила всё, что сохранилось. Нашлись редкие съёмки молодого Тищенко, рассказывающего о создании Второй симфонии.

Ксения Бобрикова, ведущая: Название фильма «Борис Тищенко. Непримиримый. Темы с вариациями» звучит музыкально. Что в нём темы, а что вариации?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Я выстроил фильм как вариации. Главная тема – стимулы и образы, которые заставляли его творить. Сквозная тема, взятая у Гёте, – «вечная женственность». Образ женщины присутствует почти во всех его произведениях. Вторая симфония названа «Марина» – по стихам Цветаевой, последняя симфония – «Беатриче», «Ярославна» – один из его великих балетов. Он словно пушка, стрелявшая в одну цель, но обраставшая новыми смыслами и контекстами.

Николай Растворцев, ведущий: Слово «непримиримый» в названии – сильная характеристика. К чему он был непримирим?

Виктор Высоцкий, режиссёр: К обстоятельствам. Он был непримирим к условиям и задачам творчества. В фильме есть эпизод: он говорил, что если заказывают большое – пиши маленькое, если маленькое – пиши большое. Нас учили: если дают линованную бумагу – пиши поперёк. Это и было его кредо.

Ксения Бобрикова, ведущая: В фильме затронута дружба с Бродским и отношения с Шостаковичем. Что нового вы узнали об этих титанах через призму Тищенко?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Фильм всё-таки больше о Тищенко. Но эпизод с Бродским яркий: когда тот был сослан, единственному написал письмо из пересыльной тюрьмы. Это многое говорит об их близости. А отношение Шостаковича к нему поражает – он переоркестровал его первый виолончельный концерт, написанный по заказу Ростроповича. Таких примеров немного.

Николай Растворцев, ведущий: Один из сильных эпизодов фильма – лирический монолог вдовы композитора. Каким предстал Тищенко через её воспоминания?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Образ сложный, лиричный. Она рассказала трогательную историю о последних днях. Многие, когда исчезли коммунистические запреты, начали писать литургии – кто-то искренне, кто-то нет. Он никогда не кокетничал с Богом, хотя жил напротив куполов Никольского собора, и в последние годы крестился. Этот момент для меня стал очень сильным открытием.

Ксения Бобрикова, ведущая: Музыка Тищенко звучит в фильме постоянно. На что стоит обратить внимание человеку, неискушённому в академической музыке?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Если человек не знаком с классикой, начинать с Тищенко, возможно, сложно. Но если он сходил бы на балет «Двенадцать» или «Ярославна» в Мариинский театр, почувствует масштаб и силу звуковых образов. Они могут впечатлить даже сильнее, чем привычная «школьная» симфония.

Николай Растворцев, ведущий: Фильм – лишь часть работы по возвращению имени. Почему сегодня важно говорить о Борисе Ивановиче Тищенко?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Его актуальность в том же, что и у Пушкина, Чайковского, Мусоргского, Римского-Корсакова. Он внёс огромный вклад в музыкальную культуру Петербурга. Его имя должно звучать рядом с классиками.

Ксения Бобрикова, ведущая: 52 минуты экранного времени, кажется, мало для такой фигуры. Что осталось за кадром?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Более 20-ти спикеров, с многими интервью длилось больше часа. Конечно, многое осталось за кадром: история с балетмейстером Олегом Виноградовым, воспоминания вдовы о создании концерта, рассказы Эры Коробовой. Много ярких сюжетов не вошло.

Николай Растворцев, ведущий: Будет вторая серия?

Виктор Высоцкий, режиссёр: Не уверен. Микеланджело говорил, что скульптура – это отсечь лишнее из мрамора. Может, не лишнее, но пусть пока фильм поживёт.

Ксения Бобрикова, ведущая: Главное, вы взяли самое важное.

Виктор Высоцкий, режиссёр: Да, можно было пойти в другую сторону, но мы выбрали именно эту.