Андрей Смирнов, ведущий:
Конечно, сегодня уже сложно установить, по каким конкретно историческим улицам Петербурга ходил Сергей Александрович Есенин. Мы можем лишь догадываться и, конечно же, предполагать. Но, формируя современную карту есенинских мест Петербурга, мы не можем обойтись без библиотечного Центра искусства и поэзии Сергея Есенина, который находится на современном Лиговском проспекте. Давайте заглянем в него и узнаем его историю.
В этом году ваша библиотека, которая носит имя Есенина, она, во-первых, открылась после пятилетней реконструкции, реновированная такая, красивая. И в этом году, я подсчитал, поправьте, если я ошибаюсь, 40 лет, как сама библиотека в принципе существует, с 1985 года.
Елизавета Беднягина, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности ЦБС Фрунзенского района:
Да, абсолютно верно. Наша история очень тесно связана с Сергеем Есениным, несмотря на то, что Сергей Есенин в этой библиотеке не был никогда. Когда мы даже были на реконструкции, мы продолжали заниматься поэзией Сергея Есенина, в частности, и имажинистов в целом. И поэтому мы с огромной радостью в этом году открылись, потому что теперь у нас действительно здесь ощущается атмосфера 20-х годов, тот самый дух имажинизма, эпатажа, дерзости и сочетания поэзии и искусства, поскольку имажинисты были не только поэтами, но и художниками. Мы выбрали такой интерьер ещё и потому, что мы хотели отдать дань эстетическому вкусу Сергея Есенина. Здесь вы можете увидеть его любимые цвета.
Андрей Смирнов, ведущий:
Синий.
Елизавета Беднягина, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности ЦБС Фрунзенского района:
Да. Многие считают, что Сергей Есенин даже является создателем слова «синь». Это мнение часто оспаривается. Вообще, на самом деле, слово «синь» встречается и до Есенина, но он очень любил его употреблять. И вот мы можем увидеть также, например, жёлтый, красный, рыжий — эти все цвета очень часто встречаются в поэзии Сергея Есенина, и можно даже говорить о цветописи. И все они у него ассоциировались с Россией.
У нас есть и издание того времени, и даже издание с автографом.
Это у нас кофейня. Она называется «Стойла Пегаса». Это, естественно, отсылка к тому самому знаменитому имажинистскому кафе. И здесь у нас такой элемент картины художника-имажиниста Георгия Якулова «Конь». Этот конёк выбран нами неспроста, несмотря на то, что в самом «Стойле Пегаса» были другие изображения. Там, собственно, был Пегас и портреты тех самых вождей имажинизма.
Андрей Смирнов, ведущий:
Включая Есенина.
Елизавета Беднягина, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности ЦБС Фрунзенского района:
Да, включая Есенина. Мы решили выбрать коня, потому что конь — это один из любимых есенинских образов, образ России. Но у Есенина — это такой нежный жеребёнок. Ласковый, юный, наивный, ещё немножко спотыкающийся, но уже готовый спорить. Вот, например, какие строчки можно вспомнить.
«В небе сплошная рвань,
Облаки — ряд котлет,
Все футуристы — дрянь,
Имажинисты — нет».
Андрей Смирнов, ведущий:
Елизавета, последний, самый, наверное, провокационный вопрос, сколь провокация у нас тоже такая ключевая сюжетная линия с Есениным связана. Есть три такие основные, наверное, есенинские точки на карте России. Это село Константиново в 30 километрах от Рязани, где он родился и где знаменитый музей-заповедник. Москва, где он полжизни прожил. И Петербург. Но при этом в Петербурге его жизнь трагически оборвалась, кстати, сто лет тому назад. И вопрос такой: можно ли его назвать, Есенина я имею в виду, одним из литературных брендов, в том числе, Петербурга? Или это всё-таки Москва и Рязань?
Елизавета Беднягина, специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности ЦБС Фрунзенского района:
Обычно говорят, что Москва и Рязань, но мы будем спорить. Дело в том, что здесь не только окончилась жизнь, ну и, соответственно, творческая эпоха Сергея Есенина, но и началась. Это как бы начало и конец, точка А и точка Б. И мне кажется, что это культовые места в жизни. Если бы Есенина самого спросили, я уверена, что он бы в том числе сказал о том, что с Петербурга всё началось, и, к сожалению, Петербургом всё закончилось. А поскольку, как мы знаем, места трагичные, они впитывают энергетику, для людей они становятся местом притяжения, именно потому что мы можем посмотреть в глаза смерти, да, посмотреть, может быть, за ту сторону, по ту сторону, и увидеть, что вот в случае с Есениным его жизнь как бы продолжается. Может быть, как-то это даже нас успокаивает немного. Мне кажется, что, конечно, Петербург — это город Есенина в том числе, и Есенин — это петербургский бренд.