На связи со студией программы «Утро в Петербурге» Юрий Молодковец, художник-фотограф Государственного Эрмитажа, Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа и Ксения Луговская, врио начальника отдела «Эрмитаж-медиа» Государственного Эрмитажа.

Василий Киров, ведущий: 1-го октября в Брюсселе состоялась презентация проекта «Эрмитажный вечер», который является результатом программы между главным музеем страны и Россотрудничеством. В рамках проекта в русских домах разных городов мира Государственный Эрмитаж проводит как онлайн, так и оффлайн встречи, посвященные коллекции хранилища искусства.

Ксения Бобрикова, ведущая: Буквально через час культурная делегация продолжит свой путь и из Брюсселя отправится в Париж. Подробности о предстоящем Эрмитажном вечере в столице Франции узнаем у наших гостей. Подводя итоги проведённых в Брюсселе встреч, какая была обратная связь от гостей «Русского дома» в Бельгии?

Юрий Молодковец, художник-фотограф Государственного Эрмитажа: У нас 1-2-го числа прошло три события: это лекции Светланы, вчера у нас был мастер-класс Ксении, и мы открыли выставку уникальный проект «Уединение. Эрмитаж ночью», на которую пришло большое количество зрителей. Это общение я лишний раз подтвердила, что Эрмитаж волнует всех, волнует искусство, волнуют разные истории. На самом деле, особенно первый день был очень удачный, потому что лекция Светлана Даценко раскрывала глубину Эрмитажа, а потом мы показывали такой уникальный проект «Эрмитаж при свете луны». Поэтому я думаю, что это сложилась очень хорошая история, познавательная, и одновременно художественная, глубоко эмоциональная.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сегодня Эрмитажный вечер пройдет в Париже. Светлана, как прошла встреча в столице Бельгии? Какие вопросы задавали гости? Что вы ожидаете от встречи в столице Франции?

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Очень приятно было видеть, что гости в Брюсселе не только наши соотечественники, живущие за рубежом, но практически большая часть была публика, которая не говорит на русском языке. То есть это наши бельгийские друзья, которые любят и уважают российскую культуру. Интерес был огромный к лекции, потому что после неё задавались очень много вопросов, и вопросы касались любви к Эрмитажу, любви к Петербургу. Люди подходили, говорили о том, что как они счастливы, что они бывали в Петербурге, бывали в Эрмитаже, и то, что сейчас есть у них такая уникальная возможность, как онлайн. Каждый месяц мы проводим онлайн Эрмитажные вечера в «Русском доме» в Брюсселе, и сейчас они смогли увидеть и послушать нас живьем.

Василий Киров, ведущий: Что ожидаете от гостей и посетителей в Париже во Франции?

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Очень интересный факт заключается в том, что сегодня в Париже в «Русском доме» во Франции состоится конференция русских школ. Мы ожидаем, помимо обычных посетителей «Русского дома» во Франции, что на нашем вечере останется много людей, которые несут русский язык и русскую культуру по всей Франции.

Василий Киров, ведущий: Ксения, как арт-фотография помогает раскрыть современный музей для себя? Как планируете раскрыть этот мастер-класс в Париже и по итогам в Брюсселе?

Ксения Луговская, врио начальника отдела «Эрмитаж-медиа» Государственного Эрмитажа: На самом деле, действительно, наш мастер-класс с Юрием был призван показать, что арт-фотография доступна любому человеку, у кого есть смартфон, и кто хочет научиться видеть или уже какие-то в этом направлении делать успехи. Музей, как место самой высокой культуры, призван нас образовывать, подтягивать до своего уровня. Тут достаточно просто восхищаться концептуальностью. Важно уметь её разглядеть. Мы с Юрием старались поделиться нашим опытом в этом отношении. Юрий показывал свои лучшие проекты, снятые в музее. Это и «Солнце в музее», и «Уединение», и скульптуры, завёрнутые в полиэтилен, и коты в Эрмитаже, что всегда вызывает самый живой интерес. Я старалась взять практические советы, как снимать на смартфон, если темно и людно, если хочется оставить фотографии на память. По отзывам гостей и коллег из «Русского дома», такие практические мастер-классы востребованы, потому что люди хотят общаться с музеем, открывать новые стороны искусства, интерьеров, развивать визуальную культуру. Очень хочется, чтобы это было доступно всем. Мы постарались сделать это в Брюсселе, в Париже планируем идти по тому же пути.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если говорить о публике, чем она отличается в Брюсселе и Париже? Что нужно учитывать для встречи во Франции?

Ксения Луговская, врио начальника отдела «Эрмитаж-медиа» Государственного Эрмитажа: Особо учитывать ничего не нужно. Светлана уже сказала по поводу преподавателей русских школ, нам интересно познакомиться с этой публикой. Как и в Брюсселе, коллеги из «Русского дома» в Париже подготовили нас к тому, что большая часть их посетителей – это не русскоговорящие, это французы, которые интересуются русской культурой, для которых важно поддерживать контакты с Россией, с русским наследием и общаться с эрмитажниками. Обычно говорят, что это не только мастер-классы, лекции и выставки, это ещё общение с сотрудниками музея. У нас миссия – оставить приятные впечатления музея и показать, что мы открыты миру и контактируем.

Василий Киров, ведущий: Светлана, Юрий, на площадках русских домов в Брюсселе и Париже проходят Дни Эрмитажа. Будет ли расширяться география проекта?

Юрий Молодковец, художник-фотограф Государственного Эрмитажа: Я думаю, про расширение расскажет Светлана. Я добавлю, что фотография сегодня – универсальный язык, на котором общается всё человечество. Когда объявлено в афише, что мы будем говорить о языке фотографии, мы даём советы и показываем, как фотограф Эрмитажа мыслит внутри пространства красоты и гармонии. Это вызывает живой интерес, люди понимают, что в музей нужно ходить и учиться говорить языком фотографии, языком поэзии.

Светлана Даценко, советник генерального директора Государственного Эрмитажа: Насчёт расширения географии, проект «Эрмитажные вечера» заключен между Государственным Эрмитажем и Россотрудничеством. Брюссель был пилотным проектом и остаётся пилотным. На сегодняшний день ведём разговоры о поездках по Европе, а далее, поскольку «Русских домов» в мире порядка 80-ти, будем пытаться нести русскую культуру за пределы Европы.