ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Ещё одна историческая дата. Осенью 1839 года на берегах Невы была произведена первая съёмка видов города. Она состоялась вскоре после того, как в августе 1839 года в Париже были обнародованы подробности открытия, сделанного художником-декоратором Луи Дагером. Он сумел получить через объектив камеры и зафиксировать на укреплённой в ней посеребрённой медной пластине «световой рисунок». Который давал, как в зеркале, точное, документальное изображение реальности. Тот снимок не сохранился. Но мы можем его всё равно показать. Потому что совсем не изменился тот объект, который был запечатлён на этом первом снимке. А именно, Исаакиевский собор. Приблизительно так и выглядела первая фотография нашего города. Санкт-Петербург. Исаакиевский собор.

Да, конечно, наш  город – это образ, это город-картинка. Как писал академик Лихачёв, Петербург – самый красивый искусственно созданный ландшафт в мире за всю историю человечества. И с момента своего основания он постоянно менялся. Классический Петербург, советский Ленинград, современный мегаполис. А вот как происходила эта визуальная эволюция? Есть огромное количество видов того города, которого уже нет.

Да, этого Петербурга уже нет.  Но его можно увидеть. На старых фотографиях. Вот давайте вглядимся в них, чтобы  не только узнать, каким был этот город, но и понять, а в каком Петербурге мы живём сейчас. Наталия Бандурина покажет вам этот город».


НАТАЛИЯ БАНДУРИНА, корреспондент:
«Можно предположить, эти люди – старые знакомые и встретились случайно, и, возможно, больше не увидятся. Потому что у каждого своя жизнь. А этот дом после реставрации будет выглядеть совсем по-другому. Всего одно движение – благо у всех сейчас смартфоны – и жизнь здесь и сейчас превращается в снимок. И уже удивительно то, что уже в процессе его создания, он уже прошлое. Самое правдивое, потому что это не слова. Именно фотография хранит тот Петербург, которым он уже никогда не будет».

Если современный облик города – это загадки, то старинные открытки отвечают на многие вопросы. Вот, например, всем известный памятник Плеханову напротив Технологического института. Установлен то ли на островке, то ли это сквер такой маленький. На самом деле, здесь была станция городской конки когда-то. Как городской транспорт она перестала существовать в 1917, а такие островки теперь повсюду. Сквер на площади Восстания, например, тоже памятник транспортной инфраструктуре начала 20 века.

Дом снесли, когда строили станцию метро «Технологический институт». Так, он остался только на старинных фото и открытках. Так же как и эта лошадь, несущаяся где-то в районе Пионерской площади. Эту открытку долго не могли атрибутировать, а потом стало понятно, это действительно Петербург – первый в России ипподром.

Именно здесь впервые в России показали футбол. Да именно показали, между скачками. Мужчины с мячами продемонстрировали несколько приемов. И, внимание, футбол зрителям категорически не понравился.

Настоящая жемчужина в коллекции старинных открыток краеведа Андрея Кулика. Непарадный, но тоже Петербург. Сложно угадать сначала Обводный канал – набережные еще неодетые в гранит, но уже построен газгольдер Общества столичного освещения.

Введенский канал давно засыпан и превращен в дорогу. Нет и главной доминанты района – той самой церкви священномученика Мирония. Она тоже осталась  только на фото. Именно  открытки дают сегодня  возможность заглянуть в прошлое города. Ну, и, конечно, особая благодарность фотографам, снимки которых уходили в тираж.

Карл Карлович Булла. Это благодаря ему мы так хорошо осведомлены о жизни Петербурга начала 20-го века. Он был, по сути, первым в России стрингером. В прямом смысле вышел из своего фотосалона, взял в руки камеру, не такую, как сегодня, а ту, которая весила больше 10 кг, и пошел на городские улицы и площади. Снимали тогда не на пленку, а на стеклянные пластинки размером 9 на 12 cм. Их было ограниченное количество на выезд – можно было сделать всего 10-12 кадров.

Карла Карловича интересовало всё: и жизнь тогдашних бездомных, и светские рауты для особо приближенных к императору. Семья которого, кстати, сделала его своим личным фотографом. Именно Булла смог показать венценосных особ обычными людьми, которые любят, стесняются, улыбаются.

Знаменитая перспектива Невского была сделана именно с этого балкона его фотоателье. Еще не ведающий о своей нелегкой судьбе Петербург, с его размеренной столичной жизнью. И несколькими годами позже – фото, сделанное уже сыном Карла Карловича – Виктором. Расстрел войсками Временного правительства мирной демонстрации на углу Невского проспекта и Садовой улицы, 4 июля 1917 года. Снимок, вошедший во все учебники истории. Всего две фотографии с одного и того же места, между которыми пропасть.

Бывает так, что не фотограф спешит на событие, а событие находит фотографа. Именно так и случилось с Юрием Туйском. Не иначе как судьба объяснить, почему именно он оказался в то время и на том месте, он не может до сих пор, хотя прошло уже 60 лет.

Это было знаменитое на весь мир приводнение самолета. Аварийная посадка, во время которой никто не пострадал. В тот летний день 63-го года на набережной было много людей с фотоаппаратами. Но милиция практически сразу изъяла все пленки. И только у Юрия Туйска остались те самые негативы.

Фотография сегодня отчасти перестала быть чем-то особенным, когда каждый житель планеты Земля благодаря современным технологиям уже давно сам себе фотограф. Но это даже хорошо, у наших потомков будет предостаточно материалов, чтобы сделать о нас соответствующие выводы. По этим «стоп-кадрам жизни», освещенными вспышкой, будут знать, а каким уже никогда не будет Петербург.