ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Как работает метро? Давайте расскажем про это. И повод есть самый замечательный. Ведь в этом году исполняется ровно 70 лет с того момента, когда первые пассажиры поехали в первых поездах Ленинградского имени Владимира Ленина метрополитена. Кстати, в музее петербургского метро хранится книга отзывов первых пассажиров. Эта книга лежала на станции «Площадь Восстания», и потрясённые первым эмоциональным шоком от первой поездки ленинградцы оставляли в ней записи. Давайте почитаем некоторые из них. Вот, например:
«Мы восхищены этим чудесным сооружением. Большое спасибо строителям за такой чудесный подарок ленинградцам». Студентки ЛТА имени Кирова.
«Восхищаюсь великолепным сооружением. Спасибо Партии, правительству, ленинградским метростроевцам. Мастер спорта СССР по лыжам. Халятова Р.».
«И жизнь хороша. И жить хорошо. А в нашем метро еще лучше».
Вот такие восторженные отклики наших ленинградцев. И вот прошло 70 лет. И за эти 70 лет наше метро менялось вместе с городом и страной. Можно сказать так: петербургское метро – это зеркало, в котором отражены различные эпохи. Менялись эпохи – менялось и метро. В технологическом плане. В политическом, когда исчезали портреты Сталина. В архитектурном, экономическом. Но неизменным оставалось всегда одно – без метро невозможно представить нашу жизнь.
Только за один день – утром в одну сторону, вечером в другую – петербургский метрополитен перевозит почти 5 млн человек. Это население всего нашего города. Более того, само метро – это целый город в городе. Со своими правилами, традициями, законами, неизменным распорядком. А как живёт этот город? Как работает метро? Смотрите наш специальный репортаж – «Метро от рассвета до заката». Антон Цуман выступит проводником в этот увлекательный мир петербургской подземки».
«Автово» – первое и старейшее депо метрополитена. Рабочий день поездов начинается здесь и здесь же заканчивается.
Но прежде всего рабочий день начинается для тех, кто водит поезда. Для машинистов. И некоторые из них действительно чувствуют себя в родном депо как дома.
Это комнаты отдыха машинистов. По сути, что-то среднее между гостиницей и общежитием. Где машинист может, как и положено, по регламенту спокойно выспаться между сменами, если нет необходимости ехать домой. Машинист Михаил Светлов отдыхает после вечерней смены.
Впереди утренний рейс. По коридору к комнате Михаила уже идёт специальный сотрудник, как их здесь называют, «будильщица». Конечно, машинисты просыпаются чётко по будильнику. Но с «будильщицей» надёжнее. К тому же это традиция.
Открываются ворота, и поезд спокойно движется к порталу стиля сталинской неоклассики. Граница между наземным и подземным хозяйством метрополитена.
Никогда не говорят «машинист едет в поезде». Машинист ведёт поезд. Знает и чувствует подземную трассу. Меряет расстояние перегонами – от станции до станции. Следит за всем, зная, что в его руках не просто многотонный состав, а комфорт и безопасность десятков пассажиров.
Да, за малой частью работы машиниста внимательный пассажир может и подсмотреть, ведь она всегда на виду. Но то, что скрыто от взора обывателя, не менее интересно. И критически важно.
Михаил отправляется дальше, завершать рейс, а мы – в командный центр метрополитена. В диспетчерскую.
Если проводить аналогию с живым, активным организмом, то здесь располагается головной мозг петербургского метрополитена. Как у космонавтов Центр управления полётами, так у метро – это поездная диспетчерская. Именно здесь сходятся все сигналы, отдаются команды, принимаются решения. Километры тоннелей перед диспетчером как на ладони.
Игорь Архипов – главный над всеми диспетчерскими метрополитена – рассказывает: рутина – это последнее, что можно сказать о работе диспетчера. Здесь он даже не столько командир, сколько дирижёр, от которого зависит, насколько слаженно сыграет оркестр под названием «Петербургский метрополитен». Фальши этот дирижёр допустить никак не вправе. И здесь эту ответственность понимают в полной мере.
И как не бывает двух одинаковых людей, у диспетчеров не бывает одинаковых смен. Ни дневных, ни ночных. Да, всё правильно. Ночью наше метро переходит на свой особый режим работы.
Первые минуты после полуночи. Линии покидают последние метропоезда. Вестибюли станций покидают пассажиры. Вот последний вышел – двери закрываются.
Но это совсем не значит, что жизнь метрополитена останавливается с наступлением ночи. Город засыпает, но метро никогда не спит. На каждой станции кипит своя ночная жизнь, подчинённая строгому плану работ. Так что даже одинаковых ночей в петербургском метрополитене точно нет.
Это объявление означает – напряжение с контактного рельса, который в дневное время питает пассажирские составы, снято. И на линию выходит специальная служебная техника.
Мы привыкли, что в метро всегда сухо и светло. В банный день для перегона это правило не действует. Свет в тоннеле отключается. А при движении тоннелемоечной машины идёт самый настоящий петербургский дождь, в буквальном смысле смывая трудовую пыль метрополитена.
Такой он – рабочий день, не зависящий от времени суток. И он ещё только начинается. На языке работников метрополитена – «Ночное окно» длиной всего в 4 часа. Многое нужно успеть. И мы углубляемся в тоннели метро вместе с теми, для которых в самом прямом смысле есть только путь.
«Петроградская». По линии только-только прошли на своё ночное задание последние мотовозы. А бригада службы пути уже устанавливает на рельсы свой специальный прибор – дефектоскоп. Прибор испускает ультразвуковой сигнал, который проходит через участок рельса, как будто сканируя его. И если всё в порядке, то в наушниках будет едва уловимый шум и ровная картинка на экране. А если рельс зазвучал, как сообщения азбукой Морзе, то это уже повод для остановки и более тщательной проверки. Да, дефектный рельс определён. Но что с ним происходит дальше? А дальше в дело вступает бригада путейцев. Сначала его расстыковывают, то есть демонтируют стыки с соседними. А затем – нет, не снимают – специальным, использующимся только путейцами метрополитена инструментом-ключом, выкантовывают.
Вес этого 75-метрового рельса около 6 тонн. На всю операцию по замене отводится не больше 40 минут. Путейцы – это единственная служба метрополитена, которая работает исключительно в ночное окно. Дневной ритм всего 7-миллионного мегаполиса на их плечах.
И вот ночное окно закрывается, в 5:25 открываются первые станции. Машинисты выводят на линию первые поезда. 18 тысяч работников метрополитена – целый город в миниатюре начинают новый рабочий день. И у трёх десятков различных служб есть одна чёткая цель.
И это один из ответов на вопрос, а что же такое петербургский метрополитен. Это не просто часть сферы общественного транспорта. Это единый механизм, работающий как часы. Это оркестр, где каждый чётко знает и исполняет свою партию. Это ритм 7-миллионного мегаполиса под названием Петербург. И в буквальном смысле его линия жизни.