ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Но начинаем мы с главной новости этой недели, которую сейчас обсуждают во всём мире. Я имею в виду заявление Президента Владимира Путина, которое он сделал 22 сентября на заседании Совета Безопасности. Речь шла о так называемом Договоре по сокращению стратегических наступательных вооружений. ДСНВ-3. Очень скоро его действие заканчивается. Осталось буквально несколько месяцев. Напомню, что этот договор был подписан между Россией и США ещё в 2010-м году. И это был главный, фундаментальный и основополагающий документ, который регулирует отношения между Америкой и Россией в плане контроля за использованием ядерного оружия.
Главный документ. Он предусматривал взаимные инспекции США и России на военные ядерные объекты друг друга для обоюдного наблюдения за ядерным вооружением. Но в феврале 2023 года мы приостановили участие в договоре, объяснив это тем, что России не дают проводить полноценные инспекции на территории США. И тогда стрелки на знаменитых Часах судного дня сразу сместились вперёд к опасной отметке – полночь. Полночь означает ядерную катастрофу.
Часы судного дня – это такой символический индикатор, созданный группой мировых учёных-атомщиков для наглядного отображения степени угрозы глобальной катастрофы. Чем меньше минут и секунд остаётся до отметки 12, тем выше, по мнению учёных, вероятность ядерной катастрофы. И стрелки их движутся с учётом детального анализа многих событий, происходящих в мире в политическом, экономическом, военно-стратегическом плане и с учётом совокупности всех рисков, которые могут поставить под угрозу существование человеческой цивилизации.
И вот, после выхода нашей страны из Договора по сокращению стратегических наступательных вооружений стрелки часов судного дня замерли на отметке 89 секунд до полуночи. Страшновато выглядит циферблат этих часов.
И вот невероятная новость. Президент России Владимир Путин, который является ещё и Верховным главнокомандующим, официально заявил. Мы готовы вернуться к выполнению условий этого договора. Но, естественно, на равных условиях. Если и США будут их выполнять. Это была протянутая рука со стороны Владимира Путина. Никогда ещё, со времён Оттепели, в российско-американских отношениях не было такого явно открытого жеста и конструктивного предложения. Давайте вместе останавливаться. Дальше раскручивать маховик противостояния нельзя. Вот дословно, что сказал Президент России».
ВЛАДИМИР ПУТИН, Президент России:
«Срок действия ДСНВ истекает 5 февраля 2026 года, что означает скорое исчезновение последнего международного соглашения о прямых ограничениях на ракетно-ядерные потенциалы. Полный отказ от наследия данного соглашения стал бы со многих точек зрения ошибочным и недальновидным шагом, что в том числе негативно сказалось бы, по нашему мнению, и на обеспечении целей Договора о нераспространении ядерного оружия.
Чтобы не провоцировать дальнейшую гонку стратегических вооружений, обеспечить приемлемый уровень предсказуемости и сдержанности, считаем оправданным попытаться сохранить на нынешнем достаточно турбулентном этапе сложившийся благодаря ДСНВ статус-кво. Поэтому Россия готова после 5 февраля 2026 года продолжить в течение одного года придерживаться центральных количественных ограничений по Договору о СНВ.
В дальнейшем на основе анализа обстановки нами будет приниматься определённое решение о последующем сохранении указанных добровольных самоограничений. Полагаем, что данная мера станет жизнеспособной только при том условии, что США будут действовать аналогичным образом и не предпримут шагов, подрывающих или нарушающих существующее соотношение потенциалов сдерживания».
ЮРИЙ ЗИНЧУК, ведущий программы «Пульс города»:
«Да, такое заявление Путина вызвало даже некоторый шок в западных политических кругах. Администрация Трампа заявила, что они готовят ответ. Но торопиться не будут. Слишком серьёзная и масштабная, как они говорят, сделка для всего мира. Что ж, будем ждать.
Но вполне очевидно, что после этого заявления Путина, что-то кардинально должно поменяться. Либо начнётся перезагрузка в наших отношениях. Либо мы выйдем на новый уровень противостояния. Когда уже никакая Аляска не спасёт. И пока мы ждём, давайте послушаем мнение экспертов по этому поводу. Что хотел сказать Владимир Путин? И как эти слова поняли в Америке? Это, пожалуй, сейчас главный вопрос не только мировой геополитики, но всего мира. Давайте послушаем специалистов».
ДМИТРИЙ СОЛОННИКОВ, политолог, директор Института современного государственного развития:
«Президент Владимир Путин сказал, что мы пока что предлагаем еще на год продлить вот эти ограничения. Это последний действующий договор, ограничивающий гонку вооружений. И если он полностью прекратит свои действия, и ни Соединенные Штаты, ни Россия не будут его придерживаться, ну, значит, мир входит в новую гонку вооружений в космосе с ядерным оружием, с новыми угрозами. Но это последний стержень, который этот реактор останавливает от взрыва».
ДМИТРИЙ ГАВРА, политолог, доктор социологических наук:
«С моей точки зрения, это означает протянутую руку. Когда двое мужчин встречались где-то на тёмной дорожке в тёмном лесу, они протягивали друг другу руку, и это был сигнал того, что в руке нет оружия. Это, несомненно, жест протянутой руки. Но только протянутая рука подразумевает, что и с той стороны в руке не будет зажат камень, и камня не будет за пазухой. Потому как единственный вариант безопасности для России – это равная безопасность для всех».
ДЖОН ВАРОЛИ, журналист, политолог, эксперт по геополитике:
«Трамп из того поколения, которое хорошо понимает угрозы ядерной войны. Но он обязан продолжать антироссийскую политику США. Он президент США, но он не единственный, кто решает внешнюю политику. Там есть группы людей: силовики, Пентагон, спецслужбы, крупные финансисты, крупные олигархи – они коллективно решают нашу внешнюю политику. Наша внешняя политика – одно и то же уже 70 лет в отношении России. Она не меняется никогда. СССР – враг. Россия – враг. Отношения между Россией и Западом – это книга. Мы сейчас находимся в самой последней главе. Все решается в ближайшее время».