В гостях у программы «Утро в Петербурге» Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ.

Тимофей Зудин, ведущий: День знаний будет буквально через несколько дней. Но это не только праздник, но и особенный день и для детей, и для их родителей, в особенности для тех, кто первый раз отправляется в школу или в новый коллектив. По себе знаю, что такое адаптация, и о том, как помочь ребенку освоится, пройти этот этап безболезненно, мы узнаем у нашей гостьи. Скажите, адаптация – это только про первый класс, или она касается и старших классов, и тех, кто переходит в другую школу, в другой класс?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Адаптация – это не только про первый класс. Лето – время расслабления, и каждый раз, когда ребёнок идёт в школу, он сталкивается с новыми трудностями, будь то восьмиклассник или десятиклассник. Каждый раз это вход в новый коллектив, знакомство с ребятами и учителями.

Тимофей Зудин, ведущий: По каким маркерам мы можем судить, что адаптация проходит успешно и хорошо?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Когда мы говорим об успешной адаптации, это не значит, что ребёнок кричит «ура, завтра в школу». Он может уставать, капризничать, но при этом с удовольствием рассказывает, что происходило в школе, о новых друзьях, учителях. С интересом собирает портфель на следующий день, сохраняется позитивный настрой к школе.

Людмила Ширяева, ведущая: Нужно ли как-то помочь адаптироваться, или это должно быть естественно? Ведь ребёнок очень часто сам не может догадаться, что нужно сделать, чтобы адаптироваться быстрее.

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Должно быть естественно. Роль родителей очень важна: в период адаптации главное следить за режимом дня. После школы, при большой умственной нагрузке, ребёнку нужно дать время на отдых – физическую или творческую активность, помощь по дому, смену деятельности. Обязательно интересоваться тем, что произошло у ребёнка. Родитель поддерживает фокус на отношениях, а не на оценках: не «что ты получил», а «как прошёл день».

Людмила Ширяева, ведущая: Нужно ли лезть с советами, или не надо?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Мы спрашиваем у ребёнка, что он думает о ситуации в школе, обсуждаем возможные последствия и предлагаем варианты: «Может быть вот так, а как ты к этому относишься?» Право выбора остаётся за ребёнком, потому что иногда ошибиться тоже полезно.

Тимофей Зудин, ведущий: Какие тревожные звоночки должны родители насторожить?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Обращаем внимание на стойкие изменения в поведении и состоянии ребёнка, то есть длящиеся больше двух недель. Это может быть нарушение сна: ребёнок долго не засыпает, видит кошмары, или, наоборот, много спит, но его трудно разбудить. Нарушения пищевого поведения: отказ от еды или чрезмерный аппетит. Соматические жалобы: головная боль, боли в животе при отсутствии медицинских причин.

Тимофей Зудин, ведущий: О чём могут говорить тревожные звоночки?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Это может быть что угодно, поэтому при стойких изменениях в поведении, эмоциональном или физическом состоянии ребёнка имеет смысл поговорить с ним. Сначала с самим ребёнком, а при необходимости обратиться к школьному психологу, чтобы понять, что происходит.

Людмила Ширяева, ведущая: Что всё-таки зависит от родителя? О чём он обязательно должен поговорить?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Прежде всего родители должны поддерживать ребёнка в его успехах. Особенно младшим школьникам важно напоминать о режимных моментах: сейчас время почитать или сделать задания, отдохнуть, собраться в школу и поинтересоваться, что происходило.

Тимофей Зудин, ведущий: Как быть с гаджетами? Нужно ли ограничивать их использование?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Гаджеты современной жизни исключить невозможно, иногда они становятся площадкой для общения детей. Но после школы важно, чтобы ребёнок отдохнул, поэтому стоит ограничивать использование телефонов и планшетов, особенно сразу после школы и перед сном. На буднях рекомендуется устанавливать ограничения, а в выходные давать больше свободы.

Людмила Ширяева, ведущая: Мне кажется, взрослым всё то же самое надо сделать.

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Родители должны быть примером. Если в семье вводятся правила, что вечером все общаются и не сидят в телефоне, важно самим их соблюдать, а не только требовать этого от ребёнка.

Людмила Ширяева, ведущая: Если маленький человек сталкивается с первой неудачей, как здесь отреагировать родителю? Как помочь?

Татьяна Новикова, доцент кафедры общей и прикладной психологии СПбГПМУ: Первое – это спокойствие. Спокойствие самое главное, потому что родители выступают опорой для ребёнка. Если мы реагируем эмоционально, ребёнок подумает, что с ним что-то не так. Ошибки совершает каждый, важно, что мы из них выносим. Надо посоветоваться с ребёнком, что он думает, какие последствия видит из своего опыта.