В гостях у программы «Утро в Петербурге» Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена.
Тимофей Зудин, ведущий: До 1-го сентября осталось ровно 3 дня. Желаю всем крепиться, удачно штурмовать магазины на этих выходных и с наименьшим стрессом вернуться в привычное школьное русло.
Людмила Ширяева, ведущая: Вместе с обязательным набором занятий встаёт вопрос и о дополнительных кружках и секциях. Чем заинтересовать маленького человека? Как распознать способности и реализовать их в полной мере?
Тимофей Зудин, ведущий: Мы, с одной стороны, понимаем, что самый действенный метод – это метод проб и ошибок. Недаром везде есть тестовые занятия, можно ребёнка привести, что-то показать. Как сформировать первичное предложение ребенку? На что ориентироваться?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Если это ранний возраст от года до трёх лет, то здесь важно наблюдение родителей – и что он рисует, и как может публично высказаться.
Тимофей Зудин, ведущий: Я думаю, что это актуально, в первую очередь, для младшего школьного возраста, потому что после 12-ти лет, ребята сами, наверное, определяются.
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Согласна. Там референтная группа, там друзья, и куда идёт друг, туда идёт и подросток. Давайте ещё дошкольный возраст затронем, потому что от трёх до семи лет – это очень большой период психического развития ребёнка. Здесь важно становление задатков, которые он получил изначально от родителей. Задатки имеют психофизиологический компонент. То есть наблюдать нужно не только за ребёнком, но и родителям за собой. Это отдельный разговор.
Тимофей Зудин, ведущий: Тогда что смотреть в итоге?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Смотреть необходимо, как ребёнок увлекается, чем он может себя занять. Он может играть конструктор, и это навыки логического мышления.
Тимофей Зудин, ведущий: А если девочка играет в куклы? Это же особо ни о чём не говорит.
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Это ни о чём не говорит, но, помимо кукол существует ещё очень много, чем ребёнок занимается в течение дня.
Людмила Ширяева, ведущая: Почему некоторые дети податливые и принимают те секции, куда отправляет их родитель? Сколько нужно занятий пройти, чтобы родитель сделал выводы?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Тут два вопроса. Податливые дети – это послушные дети. Творческие дети послушными не бывают – это первый ответ. Второй – «куда ведут, туда и пойду». Всё зависит от желания родителя принять ребёнка таким, какой он есть. Если родители принимают и дают шанс попробовать и там, и там, и там – это настоящие родители. В дошкольных учреждениях много кружков и студий, и, если ребёнок хочет, обязательно нужно идти ему навстречу.
Тимофей Зудин, ведущий: Какие вопросы задать ребёнку после первого тестового занятия, чтобы обратную связь получить?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Одного занятия не хватит.
Тимофей Зудин, ведущий: Сколько нужно?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Надо смотреть, стремится ли ребёнок к следующему занятию. Если он говорит: «Мама, когда следующее занятие?» – это уже тенденция, что ему нравится. Потом идёт на второе, третье, четвёртое – это сразу видно. Часто дети идут на педагога, на тренера. В неполных семьях, где нет папы, мальчик идёт в спортивную секцию, и тренер компенсирует роль мужчины.
Тимофей Зудин, ведущий: Как не стать тем родителем, который через детей реализует свои детские амбиции?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Да, много родителей приходят на консультацию с таким запросом. Папа говорит: «Я танцевал в бальных танцах, я не хочу, чтобы мой ребёнок занимался борьбой». Тогда мы работаем с родителями.
Людмила Ширяева, ведущая: Есть ситуации, когда под давлением родителя ребёнок продолжает ходить и на спортивные занятия, на занятия в музыкальной школе и так далее и добивается каких-то успехов. То есть такое давление оправдывается? Можно ли через такие инструменты действовать в отношении детей?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Мы говорим сейчас о кнуте, но забываем о прянике.
Тимофей Зудин, ведущий: Стоит оно этих результатов, которые будут в будущем?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: Если ребёнок добивается результатов, у него есть награды, выступления, заслуги, он доказывает родителям, что у него это получается. Это не хорошо и не плохо, это имеет место быть. Но в жизни может что-то не получиться, и тогда он обратится за советом к родителям. Это здорово.
Тимофей Зудин, ведущий: В какое количество кружков можно ходить одновременно, помимо школы?
Эльвира Дунаевская, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ имени А. И. Герцена: В дошкольном возрасте это может быть 2-3 кружка. В младшем школьном, особенно у первоклассников, достаточно одного. Если ребёнок до школы уже ходил в секцию или студию, пусть продолжает, ведь идёт адаптационный период. А во второй половине года, если появляется желание, мотивация, не надо её отбивать.