В гостях у программы «Утро в Петербурге» Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль».
Марианна Дьякова, ведущая: С 1-го сентября в России вступают в силу важные изменения в законе о защите прав потребителей. Теперь продавцам, владельцам онлайн-агрегаторов и исполнителям услуг запрещено навязывать покупателям дополнительные товары, работы или услуги без их явного письменного согласия.
Николай Растворцев, ведущий: Особенно актуально для таких сфер, как банковские услуги, медицина, аптеки, автосалоны и онлайн-продажи.
Марианна Дьякова, ведущая: Какие нововведения нас ожидают?
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: У нас есть основной закон о защите прав потребителей. В этом законе есть статья 16 «Недопустимые условия договора, ущемляющие права потребителя». В ней перечислены условия, которые запрещено включать в договор с потребителем. Например, односторонний отказ от исполнения договора, изменение предмета договора без письменного согласия потребителя. Если исполнитель нарушает условия договора, он обязан по закону возместить потребителю пеню в размере 3% от стоимости услуги за каждую просрочку, а в договоре могут указать 1%. Такие условия делают договор ничтожным. Потребитель должен знать, что не должно быть указано в договоре, и при обнаружении таких условий он может отказаться от договора, признать его ничтожным и обратиться в Роспотребнадзор. С 1-го сентября вступает ещё одно требование: агрегаторам и продавцам запрещено автоматически проставлять галочки в договорах на услуги без согласия потребителя. Например, при оформлении банковских услуг или онлайн-кинотеатров раньше могло происходить автопродление и списание денег без уведомления, теперь необходимо предупреждение за три дня, чтобы потребитель мог отказаться. Также незаконно изменение подсудности, спор должен разрешаться по месту проживания потребителя, а не предпринимателя. Убытки, понесенные из-за навязывания услуг, возвращаются в полном объёме в течение трех дней по закону о защите прав потребителей. Главное вовремя увидеть нарушение и предъявить требования.
Марианна Дьякова, ведущая: Можно ли что-то изменить, если потребитель передумал после подписания договора?
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Если вы поняли, что по истечении срока договора поставили галочки ошибочно, нужно доказать, что были обстоятельства, которые помешали разобраться с договором, или что продавец ввел вас в заблуждение, ограничил время на рассмотрение. В суде эти факты нужно будет подтвердить. Иначе доказать будет сложно, потому что вы дали письменное согласие. Никогда не ставьте подпись, не ознакомившись с текстом документа.
Марианна Дьякова, ведущая: Действительно, бывают такие ситуации, когда продавец подгоняет. Как тогда поступить?
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Моральное давление – признак того, что не стоит заключать договор с этим предпринимателем. Это значит, что хотят ввести вас в заблуждение, заставить быстро подписывать документы без ознакомления. Если чувствуете давление, лучше сразу отказаться от общения и не заказывать услуги. Если в договоре видны штрафы или условия, ущемляющие права потребителя, это признак недобросовестного исполнителя. Лучше сразу отказаться от такого договора, не подписывать его и покинуть заведение.
Марианна Дьякова, ведущая: В каких сферах чаще всего происходит навязывание услуг?
Всеволод Вишневецкий, председатель Санкт-Петербургской общественной организации потребителей «Общественный контроль»: Самый простой пример – покупка авиабилетов, когда до 1-го сентября автоматически стоит галочка о согласии на страховку. Если вовремя не снять её, переплачиваешь. Второй пример – покупка автомобиля: в автосалоне предлагают машину по привлекательной цене, но при этом автоматически включают страховые продукты. Потребитель должен вовремя заметить это и при необходимости отказаться и обратиться в Роспотребнадзор для защиты своих прав.