В гостях у программы «Утро в Петербурге» Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга.
Николай Растворцев, ведущий: Последняя летняя неделя актуальна, потому что следующая откроет не только осень, но и новый учебный год. Обсудим новые нормативы по домашним заданиям и сокращение числа контрольных работ.
Марианна Дьякова, ведущая: Какие изменения нас ждут с 1-го сентября?
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: Изменений действительно немало. Например, увеличено количество часов на изучение истории, введён новый курс «История нашего края». Также установлено единое расписание и единый график проведения контрольных работ. Хотя, с другой стороны, эти изменения в большей степени касаются нас, взрослых. Учителя ощутят их на себе сильнее, чем дети.
Николай Растворцев, ведущий: Что касается домашних заданий, я думаю, что, когда родители видят фразу «нормативы домашних заданий», они пытаются найти проверенную информацию. Чему стоит верить?
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: Самое важное, что должны помнить родители: установленное санитарными требованиями количество времени на домашние задания не изменилось. В начальной школе это по-прежнему около полутора часов, в основной – 2-2,5 часа. Главное – чем заполнено это время. Здесь учительская задача – не воспринимать домашнее задание как наказание, не перекладывать на дом то, что не успели пройти на уроке, а понимать, что дома ребёнок должен тратить на учёбу не более трети времени от того, что он провёл в школе.
Марианна Дьякова, ведущая: А как это будет контролироваться? Есть же такие прецеденты, когда задают сотни примеров и так далее. Что тогда делать?
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: Родители неравнодушны. Там, где количество домашнего задания зашкаливает, реагируют и они, и дети. Мы рассчитываем, что учителя будут с пониманием относиться к этому процессу и вместе с директором, завучем снизят нагрузку, чтобы она не напрягала детей.
Николай Растворцев, ведущий: Что может действительно порадовать детей, так это сокращение числа контрольных работ. Если их число сократится, как тогда будут проверять знания?
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: Есть разные формы проверки заданий. Можно провести словарный диктант по английскому или русскому языку – 10 минут проверки слов с прошлого урока, и этого достаточно. Не нужно превращать это в контрольную работу. Петербургские родители по этому поводу беспокоятся мало, потому что в Петербурге такого никогда не было. Есть разные виды проверки знаний, но, чтобы каждую неделю «душили» контрольными – такого нет.
Марианна Дьякова, ведущая: Какая основная цель нововведений? В первую очередь кажется, что для того, чтобы психоэмоционально разгрузить детей. Как вы думаете, насколько этот уровень стресса у них действительно снизится?
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: Глобальная задача – снизить нагрузку на детей. Материал на уроке нужно размещать так, чтобы ребёнок усвоил его в классе. Дома – два-три задания, для маленького ребёнка – обязательное чтение вслух и ответы на вопросы. Этого достаточно. Старшеклассников это не касается – они могут заниматься дополнительно по желанию.
Марианна Дьякова, ведущая: Кружок. Особенно, если это подготовка.
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: То есть это будет, от этого никуда не деться, потому что в наших организованных началах это заложено. Впереди экзамен, к этому нужно относиться спокойно, лучше учитель объяснит, на что обратить внимание, чем решать миллион заданий, а окажется, что это не сильно продуктивно.
Марианна Дьякова, ведущая: Как должно строиться взаимодействие родителя и учителя? Как нововведения затрагивают эту коммуникацию?
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: Всегда хотелось бы, чтобы учителя и родители работали в симбиозе и помогали ребёнку. Но родители разные, учителя разные, поэтому нужен компромисс. Родители, если что-то беспокоит, идите в школу, не нагнетайте ситуацию. Учителя, всегда идите навстречу родителям, это ваши главные союзники в обучении детей.
Николай Растворцев, ведущий: Буквально меньше, чем через неделю, навстречу своим первым учителям пойдут первоклашки. Что посоветуете и родителям, и детям? Как правильно поговорить? Как открыть школьную дверь?
Анна Грубская, начальник отдела общего образования Комитета по образованию Санкт-Петербурга: Первое, что хочется пожелать родителям: начните постепенно адаптировать режим дня ребёнка, чтобы 1-го сентября не стало стрессом. Детство закончилось – для ребёнка это стресс. Сейчас главное – режим дня. Письменные принадлежности куплены, форма примерена, подготовка сделана. Постепенное введение в учебный ритм поможет детям и родителям. Что сказать ребенку? «Не бойся, у тебя все получится. Ты идешь не только узнавать новое, но и находить друзей, интересную школьную жизнь». Это самое главное.