АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
32 тысячи квадратных метров. Такова общая площадь реконструкции и реставрации знаменитого здания на театральной площади в историческом центре Северной столицы — Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского Корсакова. Реставрация уже завершилась, в здании продолжаются небольшие отделочные и ремонтные работы, но это не помешает нам с вами совершить эксклюзивную историческую экскурсию внутри этого культового здания, пока туда не вернулись студенты и преподаватели.
Как я понимаю, вот то, что мы видим сейчас, внутренний двор, его никогда не было в том виде, в котором теперь существует.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да, абсолютно верно. Здесь, на этом месте, раньше находилась котельная с огромной трубой, которую снесли в 2007 году. Я думаю, многие помнят петербуржцы её. Дело в том, что эта котельная была таким средоточием внутри консерватории, потому что каждый класс был телефонизирован, и если одному профессору было холодно, он звонил в котельную, и ему прибавляли пар, другому было, так сказать, жарко, убавляли. Но сегодня, как вы видите, от котельной не осталось и следа.
А ещё до того, как было построено здание для консерватории, здесь, как вы знаете, находился Большой Каменный театр. И вот именно этот двор-колодец, это не что иное, как сцена Большого театра.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
То есть мы на сцене стоим?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да, мы с вами, грубо говоря, стоим на сцене. А второй двор-колодец — это уже зрительный зал.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Как я понимаю, одно из новшеств, это, во-первых, вернули исторический цвет светло-бежевый зданию, и плюс появился вот этот купол-крыша, как правильно назвать?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Купол, я думаю, всё-таки купол.
—А вот во втором колодце, кстати, мы можем с вами туда пройти, там находится, ну, можно сказать, святая святых консерватории.
-Это что, кабинет ректора?
-Ни в коем случае. По обилию кранов, понимаете, что там находится?
-Столовая.
-Естественно.
-А раньше здесь было?
-А раньше это двор. Двор-колодец. Теперь здесь студенческая столовая. А вот этажом выше находится профессорская столовая.
-О, разделение.
-Всегда было.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Вот мы сейчас с вами как раз находимся в партере. Зрительный зал бывшего Большого театра. И вот эти стены — это родные стены Большого театра.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Ну уж завершая историю, собственно говоря, Большого театра, который здесь когда-то был, как я понимаю, это его фасад?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да, это его родной фундамент. Абсолютно верно. И вот смотрите, мы сейчас с вами находимся во дворе колодца, да, как я уже сказал, что это был партер.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
И сейчас мы с вами выходим на улицу, по идее.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да, то есть вот это заканчивается Большой театр. И в 1892 году дирекция Императорского русского музыкального общества и Петербургской консерватории выкупила у города всю эту часть земли. То есть здесь больше ничего не может другого находиться, кроме консерватории. И началось, собственно, строительство Большого зала Русского музыкального общества, которое сейчас является Театром консерватории.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Памятуя о месте создания музыкальных классов и, так сказать, вообще высшего учебного заведения, это Михайловский дворец, Русский музей.
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Вот как раз отсюда начинаю, вы видите, мы с вами как будто бы в Русском музее сейчас.
Это специально сделано, это реплика. Абсолютно верно, потому что именно благодаря отчаяниям великой княгини Елены Павловны в её дворце на первом этаже она отдает шесть комнат для основания музыкальных классов. Это было в 1860 году. И в 61-м году именно в эти музыкальные классы, в Михайловский дворец, приходит выпускник училища правоведения Пётр Ильич Чайковский.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Сколь мы вспомнили про Петра Ильича, как я, если ничего опять же не путаю, он был первым выпускником какого-то специального курса консерватории?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да, курс теории композиции или теоретический отдел по-другому, потому что одна из масштабных идей Антона Григорьевича – это воспитать или создать русских композиторов. Ведь, смотрите, до Петра Ильича, вообще до создания консерватории, до 62-го года, как правильно сказал Леонид Сабанеев, был «век гениального дилетантизма».
Это портрет Петра Ильича работы Беклемишева, ни много ни мало. Был построен на деньги консерваторцев в складчину. Вы же понимаете, мы сейчас ходим по зданию, которое Пётр Ильич никогда не видел. Оно появилось только, напомним, в 90-х годах XIX века. А Пётр Ильич скончался в 93-м. Точно так же, как и Антон Григорьевич Рубинштейн — он ходил по лесам строительным. А само здание закончено, он не видел уже. Но он написал увертюру на открытие здания консерватории.
Переходим к следующему этапу нашей экскурсии — это знаменитые концертные залы консерватории, мы находим сейчас фойе Малого зала. До фойе Малого зала консерватории — Зал квартетных собраний, а с 1920 года зал имени Александра Константиновича Глазунова.
И мы здесь можем видеть опять фрагмент, оставшийся от Большого театра, можем с вами увидеть фриз бывшей парадной лестницы Большого Каменного театра. Это, собственно, привет от Ринальди.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
А можно я вас спрошу про эти уникальные легендарные стулья? Как я понимаю, вот это перфорация — она неспроста в них?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Ну, конечно, это же всё с акустической точки, причём стулья были заказаны у австрийской фирмы, и вы можете увидеть здесь есть стулья ровесники консерватории. Да они, собственно, создавались специально для консерватории.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Сразу хочу предупредить и наших зрителей, что мы всё-таки находимся ещё пока в консерватории, которая наводит последний лоск перед открытием. Малый зал мы не сможем увидеть в его полном блеске и красоте, но так или иначе мы, по крайней мере, напомним нашим зрителям, как всё это выглядит: картины уже висят, как я понимаю, что за этим целлофаном скрывается ваш уникальный оригинальный портрет?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да здесь наш основатель Антон Григорьевич Рубинштейн, это последняя работа Крамского. Крамской не дописал, там есть некоторые шероховастости, и она также побывала в реставрационной мастерской, конечно, как и все объекты декоративно прикладного искусства.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Как я понимаю здание консерватория уникально ещё и в плане архитектурных решений, то есть одной стороны это такая эклектика чистого вида, есть древнерусский стиль, есть и классицизм?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Мы с вами находимся как будто бы внутри коробочки — если вы присмотритесь, за радиаторной решёткой вы можете увидеть каменную, видите на 20 сантиметров от этого деревянное — это сосна, лепнина.
Ну что ж — легендарный уникальный Большой зал консерватории. Андрей, честно вам скажу, я его не узнаю абсолютно, потому что это всё новое абсолютно. Ведь этого ничего не было! Здесь был советский конструктивизм, причём с деревянными панелями, с барельефами. Зал был построен в 1963 году, а до этого здесь был собственный Театр консерватории, который был построен в 1912 году, сделан в стиле ар-деко, также был подковообразный, но с течением времени, как вы понимаете, всё пришло в негодность. Потом сюда во время блокады попало три бомбы, большая часть была уничтожена, и вот только уже в 50-е годы, в конце 50-х годов здесь началась большая реконструкция. И даже ныне живущие профессора вспоминали как в 62-м году отсюда выносили в мешках битое стекло — и это было не просто стекло, это был хрусталь, который лежал под 16 рядами для акустики.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Я помню, зал был гигантский, сколько — две тысячи человек посадочных?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Да, так сейчас столько же, ничего не изменилось, мало того, даже улучшилось залу вернули его подковообразную форму дореволюционную.
АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:
Насколько я понимаю, сегодня Большой зал петербургской консерватории оборудован по последнему слову техники концертного оборудования и прочего, и вот нигде в Петербурге такого нет?
АНДРЕЙ АЛЕКСЕЕВ-БОРЕЦКИЙ, главный специалист кабинета истории консерватории Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова:
Нет, это сто процентов, и вот вы видите даже — это оркестровая яма, которая как лифт поднимается и опускается. Здесь будут концерты, студенты будут выступать, как это было и раньше оперная студия — она заработает с новым дыханием, и мы вернёмся все, как обычные зрители сюда и будем смотреть и «Царскую невесту» и «Евгения Онегина», и «Богему», и многие-многие другие….