В гостях у программы «Утро в Петербурге» Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение».

Марианна Дьякова, ведущая: Недавно наш гость и его команда вернулись из уникального путешествия по Ненецкому округу, где записывали и исполняли старинные былины Нижней Печоры. Именно так, как их пели сказители 100 лет назад.

Николай Растворцев, ведущий: Это первая в России сказительная экспедиция. Почему вы выбрали Нижнюю Печору? Чем былины отличаются от материала, который можно собрать в Поморье, на Вологодчине?

Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение»: Русский север славится былинами, они есть везде. Но здесь сыграла роль личная инициатива Нарьян-Мара, Ненецкого автономного округа. С 1998-го года там ведут школу сказительства, издали книгу «Былины Печоры» – первую, где былины не только записаны, но и озвучены местными напевами. Завершилось всё экспедицией, когда былины были пропеты в тех местах, где родились

Марианна Дьякова, ведущая: Но вы стараетесь собрать блины в первозданном виде, как они были созданы, без адаптации. Как можно гарантировать, что они именно в первозданном виде?

Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение»: Наверное, то, что я 17 лет учился в Санкт-Петербургском университете. Научная база дает ключи к работе с источниками. Манера исполнения тоже основана на них: есть документы, есть издания. Экспедиции в основном отправлялись из Петербурга, Ленинграда. В 1902-м году – экспедиция Ончукова, 1929-й год – Астаховой. В 1956-м году в ходе экспедиции Колпаковой Натальи Павловны и Флавия Васильевича Соколова были принесены напевы – 9 напевов на магнитофоне. Я учил по голосам сказителей. Это не так сложно. Просто, чтобы воспроизвести триста-четыреста строк, нужно полчаса-час. Сколько сказитель оставил, столько ты должен уложить и передать.

Николай Растворцев, ведущий: В одном из сёл вы обнаружили, что в местном музее ничего не знают о своём прошлом, о сказителях. Как вам кажется, почему стирается память о них? Что можно сделать, чтобы это исправить?

Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение»: Цель таких экспедиций – возбудить память в России, где интерес ещё есть, особенно в столицах. Местные нас так и говорят: «В Россию поехали, на большую землю». Но хотелось пробудить интерес и у самих селян, потомков сказителей. А почему забывается? Это философский вопрос. История меняется. Греки ведь тоже сказывали Илиаду, Одиссею, но они дошли до нас только в записях, живой традиции нет.

Марианна Дьякова, ведущая: Были ли у вас какие-то интересные моменты во время экспедиции?

Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение»: В начале рвались в бой, местные не подсказали, что можно подождать, шторм мог закончиться. Мы решили, что так и надо, сели в лодку, нас колотило-молотило, приехали в таком состоянии. Цель экспедиции – спеть былины, записать на видео. Спел как смог после встряски. Через пару дней другой маршрут, другая деревня – тишь, гладь, благодать.

Николай Растворцев, ведущий: Как современные слушатели воспринимают былины? Не кажется ли это им слишком архаичным?

Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение»: Одной из целей экспедиции было услышать речь, архаическую северную. К сожалению, даже 94-летние бабушки уже говорят чистым, городским языком. А речь былин действительно иногда непонятна. В былинном творчестве как раз диалект уместен.

Марианна Дьякова, ведущая: Как привлекать молодёжь былиной? Есть ли у вас какие-то задумки на этот счёт?

Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение»: Это не задумки, а моя деятельность, я этим занимаюсь. Основная аудитория у меня молодёжная. Сейчас приехал с фестиваля «Былинный берег», ему 15 лет. За всё время там впервые прозвучала былина. Зал был полон, в основном молодёжь. Они пришли на музыку. Но был и культурный кластер, где я рассказал про «Эпос Русской Арктики».

Николай Растворцев, ведущий: Сказительству можно научиться? Что для этого требуется?

Марианна Дьякова, ведущая: Или нужно просто быть открытым к этому человеком?

Александр Маточкин, сказитель-фольклорист, руководитель экспедиции «Эпос Русской Арктики. Возвращение»: Открытым человеком – без разницы. Создано две молодежных артели. Мне 47, ребятам по 20. В прошлом году в Москве, в этом – в Петербурге, где всех ждем. Наберите в поиске «Артель русских сказителей». Есть химик, врач, филолог, артист тоже, но в целом профессии у исполнителей разные.