В гостях у программы «Утро в Петербурге» Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка.
Василий Киров, ведущий: Поговорим о герое многочисленных интернет-мемов, занесенном в Красную книгу России, заядлом интроверте, красивом отшельнике, пожалуй, самом пушистом представителе семейства кошачьих. Мы говорим о мануле. Дело в том, что специалисты Ленинградского зоопарка вместе со своими столичными коллегами вернулись из экспедиции в Кош-Агачский район Алтая, где изучали жизнь этих удивительных диких животных.
Ксения Бобрикова, ведущая: Зачем понадобилось ехать в Республику Алтай для изучения манулов? Что нового удалось узнать?
Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка: Места обитания манула сильно различаются по всему его ареалу, который сейчас в России значительно сократился и стал разорванным – не сплошная полоса, а отдельные пятна. Условия в Кош-Агачском районе отличаются от, например, Дальнего Востока. Было очень интересно изучить конкретные места обитания этих животных, их кормовую базу и взаимоотношения с другими видами, а при удаче и между собой.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как вы находили места обитания?
Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка: Места обитания удалось обнаружить благодаря специалистам-зоологам, которые занимаются изучением животных в природе, а также благодаря сопровождению специалистов Сайлюгемского национального парка и местного проводника а-ля «Дерсу Узала», который много знает о животных. Благодаря ему мы не только увидели манулов в природе, но и понаблюдали за ними, а также нашли логово кошки с котятами.
Василий Киров, ведущий: Почему уменьшается популяция?
Ксения Бобрикова, ведущая: Ведь у них врагов не так много. Это вот лисы, волки, хищные птицы.
Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка: Многие из этих животных опасны скорее для котят, но мы часто забываем о влиянии человека. Сокращение пригодных мест обитания сказывается не только на мануле, но и прежде всего на его кормовой базе. Манул питается мелкими зверьками, такими как скальные полёвки, которым нужны обширные травяные пространства. Если такие места исчезают, исчезают и манулы. В этом районе Алтая манулы предпочитают жить в старых норах сурков, которые связаны с растительными сообществами. Исчезновение этих мест обитания связано в первую очередь с перевыпасом скота. Кроме того, пастухов на Алтае много, и к ним всегда прилагаются собаки – пастушеские собаки сейчас являются одними из главных врагов манула.
Ксения Бобрикова, ведущая: Почему есть такое убеждение, что манул – самый угрюмый и недовольный кот в мире? Так ли это на самом деле?
Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка: Все животные в природе очень серьезны – иначе не выжить. То, что они ведут преимущественно одиночный образ жизни, характерно для многих животных. Они территориальны и охотятся поодиночке. Это не прайд, как у львов, где охота совместная. Поэтому этот вид приспособлен именно к такому, условно, одиночному образу жизни.
Василий Киров, ведущий: Размножение манулов, например, в Ленинградском зоопарке – задача очень непростая. Почему так происходит? Почему в условиях неволи они не размножаются?
Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка: Сложный вопрос, потому что условия создаются для всех зверей, живущих сейчас, например, в зоопарках России, но размножаются они только в двух зоопарках. Причём могу сразу сказать, что в питомнике Московского зоопарка колоссальная территория и идеальные условия, но манулы там не размножаются, хотя работают прекрасные специалисты. Поэтому это очень сложная задача. Мы очень надеемся получить со временем девочку для нашего питомника, и они продолжат свой род в нашем зоопарке.
Василий Киров, ведущий: Как экспедиция повлияет на дальнейшую жизнь, например, манулов в Ленинградском или в Московском зоопарках?
Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка: Эта программа по сохранению, изучению и размножению манула имеет много разносторонних задач. Изучение в природе очень важно, потому что мы не всё знаем об этих животных, а полученные знания помогут грамотно содержать их в зоопарках и сохранить в природе. Ещё одна долгосрочная задача – переговоры с местными жителями, питомниками и зоопарками для создания реабилитационных центров на местах. Очень часто люди забирают раненого или истощённого котика домой, но одомашнить его нельзя. На это уходят тысячи лет, и об этом речи не идёт. Если создавать такие центры, сотрудники зоопарков могли бы приезжать, консультировать, лечить, а животных, которые не подлежат выпуску в природу, забирать в зоопарк, а выздоровевших выпускать обратно. Так мы сможем поддерживать естественное поведение манулов.
Василий Киров, ведущий: Есть ли какой-то результат уже в этой части, или это пока ещё планы?
Юлия Бубличенко, начальник отдела «Природоохранные проекты» Ленинградского зоопарка: Пока это только переговоры, но мы надеемся на их успешность. Ведь создание реабилитационных центров – задача очень непростая. Что касается нового, то мы узнали, что, например, в Кош-Агачском районе Республики Алтай манулы живут в несколько других местах, чем в других частях своего ареала. Мы искали их в прошлом году, и не сразу смогли найти в нужном месте и в нужное время.