В гостях у программы «Утро в Петербурге» Вадим Рыбаков, серебряный призёр олимпиады, ученик Президентского физико-математического лицея № 239 и Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239.
Василий Киров, ведущий: В Ханты-Мансийске завершилась третья Международная научная физическая олимпиада. Сборная команда России повторила успех прошлого года и вновь завоевала Гран-при турнира. Российские школьники получили 5 медалей и показали абсолютный результат, подтвердив статус одной из сильнейших команд мира. Будем говорить о физике, в принципе о традициях олимпиадного движения. Расскажите об этой традиции в нашей стране, которая родом из Советского Союза.
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: Мне кажется, олимпиады в Советском Союзе имели другой статус. Раньше это было в большей степени соревнование увлечённых ребят, больше связанное с наукой и игрой. Сейчас же, конечно, гораздо больше внимания уделяется тому, что олимпиады помогают при поступлении.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вадим, решение об участии было твоим, или тебе всё-таки предложил педагог?
Вадим Рыбаков, серебряный призёр олимпиады, ученик Президентского физико-математического лицея № 239: Мне просто предложили, спросили, хочешь ли ты. Я согласился.
Василий Киров, ведущий: Почему именно физика появилась в жизни?
Вадим Рыбаков, серебряный призёр олимпиады, ученик Президентского физико-математического лицея № 239: После 8-го класса я отбирался на другую олимпиаду. На сборах нас возили на экскурсию в Троицкий институт научно-теоретических исследований, и после этой экскурсии я решил, что хочу связать свою жизнь с физикой и поступать именно в эту область.
Василий Киров, ведущий: Иван Анатольевич, вы, как педагог, как определяете, кому нужно ехать на олимпиаду такого уровня?
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: В нашей школе так сложилось, что ребята сами выбирают. Обычно в младших классах уже участвуют во многих олимпиадах. Вадим тоже и в химии, и в математике участвовал довольно успешно.
Василий Киров, ведущий: То есть это не просто желание? Нужно обладать ещё определенными какими-то взглядами в этом предмете.
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: Начало – это желание, а потом, когда что-то получается, желание обычно тоже возрастает.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как проходила подготовка к международной олимпиаде? Как проходила сама олимпиада? Какие были сложности?
Вадим Рыбаков, серебряный призёр олимпиады, ученик Президентского физико-математического лицея № 239: Подготовка началась с лета 2024-го года. Нас готовили в Московском физико-техническом институте, всё оставшееся время я готовился в школе. В качестве подготовки вместо уроков мне давали 6 задач, и я их решал на протяжении всего дня.
Ксения Бобрикова, ведущая: Как проходила сама олимпиада? Было очень волнительно?
Вадим Рыбаков, серебряный призёр олимпиады, ученик Президентского физико-математического лицея № 239: На самом деле нет. Я же участвую в олимпиадах класса с 5-го, так что привык.
Ксения Бобрикова, ведущая: Какие-то сложности там были?
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: Вадим – очень опытный боец. На олимпиадах такого уровня, я думаю, как в спорте, ребята, которые выходят на тур, уже не волнуются.
Ксения Бобрикова, ведущая: Иван Анатольевич, вы волнуетесь за своих учеников, когда они участвуют в олимпиаде?
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: Я за них болею.
Василий Киров, ведущий: Физика – достаточно сложный предмет, но всё чаще школьники выбирают именно физику для сдачи Единого государственного экзамена. Как вы оцениваете эту ситуацию?
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: В этом году всё стало проще, физику сделали обязательной для поступления на технические специальности. Раньше можно было сдавать математику, информатику или русский, теперь, похоже, так нельзя. Не могу сказать за все вузы, но, кажется, такое направление есть. Думаю, государство просто обратило на это внимание.
Василий Киров, ведущий: То есть физика сегодня является важной частью процесса поступления?
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: Мне кажется, она всегда являлась важной и в государственной политике, и для ребят. Но сейчас особенно обратили на неё внимание. Это хорошо.
Ксения Бобрикова, ведущая: Вадим, что лично тебе дала физика?
Вадим Рыбаков, серебряный призёр олимпиады, ученик Президентского физико-математического лицея № 239: В целом я решил, чем я хочу заниматься в жизни. Выбрал институт, будущую профессию.
Ксения Бобрикова, ведущая: Взглянул ли ты по-другому на мир благодаря физике?
Вадим Рыбаков, серебряный призёр олимпиады, ученик Президентского физико-математического лицея № 239: Даже не знаю. Это сложный вопрос.
Василий Киров, ведущий: Иван Анатольевич, как прививать любовь к физике детям?
Иван Гурьянов, учитель физики Президентского физико-математического лицея № 239: Ответ на этот вопрос зависит от возраста. В нашей школе физика начинается с 5-го класса, и в этом возрасте большую роль играют родители. В 5-6-м классе дети начинают искать новых взрослых для подражания – обычно это учителя. Если учитель нравится, дети увлекаются предметом. С 8-го класса у ребят появляются свои интересы, чаще связанные с общением со сверстниками. Если коллектив увлечён чем-то, ребёнок тоже увлекается. К старшим классам, 10-11-м, выбор становится более самостоятельным, основанным на целях и возможностях поступления. В разные возрастные периоды нужно воздействовать на разные аспекты – и это правильно.