В гостях у программы «Утро в Петербурге» Виктор Тихомиров, режиссёр.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Две культовые фигуры Пушкин и Цой. Две эпохи, два гения, два взрыва творчества. Между ними Евгений Телегин – герой нового фильма Виктора Тихомирова, в котором переплетаются судьбы, времена и страсти.
Николай Растворцев, ведущий: Картина, удостоенная специального приза на Московском международном кинофестивале, уже скоро выйдет в национальный прокат. Поговорим о том, как рождался этот необычный проект и как связаны поэт Золотого века и рок-легенда? Как у вас родилась эта идея? Что связывает их в вашем видении?
Виктор Тихомиров, режиссёр: Идея этой книги родилась под влиянием лекций Валентина Непомнящего, известного пушкиноведа, которого я всячески рекомендую. Всё началось с произведения «Евгений Телегин и другие», по которому был написан сценарий и снят фильм. Цой неизбежно там оказался, потому что он одно время почти дневал и ночевал у меня в мастерской. У меня нет навязчивого желания ставить его в один ряд с Пушкиным. Нужно, чтобы прошло некоторое время. Как и многие, я знаком с Пушкиным лишь в воображении, а с Цоем был знаком в жизни. Он был моим младшим товарищем, ведь я уже окончил Мухинское училище, а он учился в училище имени Серова на втором или третьем курсе. Я даже немного консультировал его. Возможно, поэтому у меня нет столь трепетного отношения к нему. Но мне сразу понравились его песни и тексты, содержащие лаконичные юношеские мысли.
Николай Растворцев, ведущий: Есть ли у Цоя самая пушкинская песня?
Виктор Тихомиров, режиссёр: Это у Пушкина надо спрашивать. Мне нравится «Кукушка», например, потому что она философская и задумчивая.
Николай Растворцев, ведущий: Мы видим стоп-кадры, фотографии вашей работы. Как вы работали с оператором и художником, чтобы передать атмосферу?
Виктор Тихомиров, режиссёр: С оператором легче всего было работать, потому что это мой сын Иван Ирвачев. У нас непростая судьба, и просто, я считаю, что одна голова на двоих, или две на одного. С художником очень легко складывались отношения. Я сам художник. Работалось легко, по отзывам группа у нас спокойная, без лишних эмоций, да ещё и кормят хорошо. Снимали рывками, по мере возможностей и денег. Когда сходились артисты, погода и место – это уже удача. У нас было 3-4 руководителя театра, и всем нужно было совпасть по времени. Только организационные вопросы сложные были.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Помогала ли как-то музыка Виктора Цоя на этом пути?
Виктор Тихомиров, режиссёр: Я не ставил задачи подгонять что-либо под музыку Цоя. Она возникла естественно, как и остальные композиции, – через резонанс с темой, кадром, мыслью и интонацией. Так и формировалась атмосфера. Это мог быть кто угодно, но совпал именно Виктор Цой. Он появился ещё при написании книги как персонаж, потому что он – неотъемлемая часть той культурной эпохи, которая, возможно, останется в веках.
Николай Растворцев, ведущий: Ваш фильм – это мост между Цоем и Пушкиным или это скорее провокация?
Виктор Тихомиров, режиссёр: Я не стану отрицать, что это рекламный ход. Но всякие яркие фигуры, конечно, между собой связаны, потому что они друг на друга влияют. Я даже подозреваю, что и Цой влияет на Пушкина в каком-нибудь ещё неоткрытом смысле. Вообще неизвестно, в какую сторону движется время, оно может двигаться и в обратную. Тогда окажется, что Пушкин находился под влиянием Цоя.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Кому из зрителей срезонирует ваш фильм? На кого он рассчитан? Кто его поймёт?
Виктор Тихомиров, режиссёр: В первую очередь, я рассчитывал на себя, во вторую очередь, на список из 20-ти человек, который могу продиктовать. Но я считаю, что любой зритель в этом фильме всё поймёт, а если не всё, то часть примет близко к сердцу. Никакой нервотрепки в фильме нет, можно идти спокойно. Фильм длится 2 часа 40 минут и рассчитан на всех, даже детей.