В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа.

Ксения Бобрикова, ведущая: К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне в главном музее страны открылась экспозиция «Фёдор Фёдорович Нотгафт и его коллекция. Из жизни военного Эрмитажа». Она рассказывает не только об одном из сотрудников музея, издателе и коллекционере, но и о самом хранилище искусств во время блокады.

Тимофей Зудин, ведущий: О Фёдоре Нотгафте, его жизни, коллекции, о неизвестных героях, которые сохранили для будущих поколений произведения искусства, мы поговорим сегодня с нашей гостьей.

Ксения Бобрикова, ведущая: Имя Фёдора Нотгафта хорошо известно специалистам, но, к сожалению, большинство людей, к сожалению, его не знают. Каким был этот человек, получивший образование юриста, но всю свою жизнь посвятивший себя искусству?

Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Фёдор Фёдорович – очень любопытный человек. Хотя он окончил юридический факультет нашего университета, с юности страстно увлекся искусством. Это время мира искусников, и ему очень нравились эти вещи. Он посещал все выставки и видимо там заразился этой страстью. Позже он отправился в Европу, где прошёл курсы по истории искусства. Вернувшись домой, он стал собирать произведения отечественных художников конца XIX – начала XX века, своих друзей и единомышленников. Часто они дарили ему собственные работы – живопись, графику, книги с их иллюстрациями. Сохранились великолепные дарственные надписи, очень душевные, сердечные, теплые, дружеские надписи. Вся коллекция Нотгафта – это в основном дары его друзей.

Тимофей Зудин, ведущий: Федора Нотгафта ждала непростая судьба. В эмиграцию он не уехал, не мог вывезти свою коллекцию, расставаться с которой не хотел. В блокадную зиму 1941-1942-х годов они с супругой ничего не продали из своего собрания, хотели, чтобы всё досталось Эрмитажу. Можно ли сказать, что они буквально пожертвовали собой ради сохранения этой коллекции?

Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Да, коллекция была смыслом его жизни. Собирал он её очень тщательно. Коллекция была открыта для посещения, и он устраивал выставки в своей квартире.

Ксения Бобрикова, ведущая: На Большой Морской?

Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Да, он устраивал выставки на Большой Морской, тогда еще улице Герцена, и особенно запомнились выставки в его квартире. Он даже и не думал том, что как-то можно было бы выжить за счёт этой коллекции. В сентябре 1941 года, когда началась блокада, он с горечью говорил директору Эрмитажа Орбели о необходимости передать коллекцию, но сил уже не хватало.

Тимофей Зудин, ведущий: Каким образом коллекция Нотгафта попала в Государственный Эрмитаж?

Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: К сожалению, супруги Нотгафты скончались в блокадную зиму, точнее, весной. Сначала ушла из жизни его жена Елена Георгиевна, также работавшая в Эрмитаже, а 14-го июня 1942-го года скончался Фёдор Фёдорович. Коллекции, находившиеся в блокадном Ленинграде у коллекционеров, были на учёте у ГЕОПа, что позволяло обеспечить их сохранность. Выдавались охранные грамоты и составлялись описи предметов, что позволяло тщательно отслеживать их состояние, несмотря на ужасные события в городе. Было принято решение перенести коллекцию в Эрмитаж, и под бомбежками сотрудники ГЕОПа начали составлять описи, подтверждая сохранность всех предметов. Затем совместно с ГЕОПом работники Эрмитажа начали вывозить вещи на салазках в течение лета. На заплечных мешках всё это переносилось в Эрмитаж. Это кажется близко и легко, на самом деле пожилые женщины, поскольку мужчины были на фронте, доставляли всё это в музей. В Эрмитаже стали составлять акты о передаче предметов из ГЕОПа в музей.

Тимофей Зудин, ведущий: Давайте поговорим об издательской деятельности Фёдора Нотгафта.

Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: За два года было выпущено 22 издания – это колоссальное количество и большая работа. Многие книги издавались в небольших тиражах, от 500 до полутора тысяч экземпляров, но каждая из них становилась редкостью. С самого начала, как только книги выходили, они становились настоящими графическими сокровищами, все нумерованные и многие именные. Это была русская классика: Пушкин, Достоевский, Лесков, Некрасов. Иллюстрации создавали величайшие художники Петербурга и Ленинграда того времени, такие как Кустодиев, Остроумова-Лебедева и Шиллинговский. Каждая книга представляла собой как будто драгоценную коробочку.

Тимофей Зудин, ведущий: Почему Фёдор Фёдорович руководил этим издательством всего 2 года?

Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Я думаю, что просто не хватило денег. Как писали тогда, по финансовым сложностям.

Ксения Бобрикова, ведущая: Но он издательскую деятельность не оставлял и впоследствии работал в других изданиях. В Эрмитаже, в издательском отделе, он тоже воплотил свои таланты.

Ольга Зимина, заместитель заведующего Научной библиотекой Государственного Эрмитажа: Он был искусствовед и страстный любитель книги, собирал великолепную коллекцию. Со временем он осознал, что хочет не только собирать, но и создавать книги, поэтому начал работать в издательствах. Ушёл из Эрмитажа, чтобы заниматься этим, но, когда в Эрмитаже открылся издательский отдел, он вернулся и стал заниматься книгами.