В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская».

Тимофей Зудин, ведущий: Уже завтра весь мир будет отмечать 226-летие со дня рождения человека, без которого невозможно представить мировую литературу и весь русский язык.

Ксения Бобрикова, ведущая: Это Александр Сергеевич Пушкин. 8 июня состоится особенный спектакль «Евгений Онегин. Начало».

Тимофей Зудин, ведущий: Насколько мы понимаем, это не будет прям полное соответствие тексту Пушкина, то есть будет разыграна некая история, которая покажет фундамент Евгения Онегина, в основном первые главы. Почему именно они так важны?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Это первые три главы и подборка писем Пушкина, написанных в южной ссылке, пока он пребывает в изгнании. В этих главах раскрывается история поэта, он очень хочет вернуться, и одновременно зарождается замысел его нового героя. Спектакль построен на плавных переходах: мы видим страдания Пушкина от невозможности вернуться в Москву и Петербург, в то время как развивается сюжет рождения героя. Третья глава заканчивается великолепно, Пушкин подводит точку, говоря: «Сегодня, милые друзья, пересказать не в силах я. Мне должно после долгой речи и погулять, и отдохнуть: докончу после как-нибудь». Это хорошая точка.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сколько за весь спектакль придётся сыграть образов?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Александр Сергеевич, няня, Ольга и Татьяна Ларины, Ленский, а также семья Татьяны и другие соседи.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если не секрет, как будут исполнены женские роли?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Я стремился создать образ подобный тому, что воплощает Сергей Юрьевич Юрский, преображающийся прежде всего внутренне, а не внешне. Меняется лишь тональность голоса и темп речи, тогда как лицо и грим остаются неизменными, я остаюсь всё время в одном костюме.

Тимофей Зудин, ведущий: Творцы постоянно обращаются к наследию Пушкина, что-то находят новое. Считается, что до сих пор гений его не разгадан до конца. Что вы раскрыли для себя при работе с Евгением Онегиным?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Изучая контекст, в котором творил автор, неожиданно осознаёшь весь масштаб произведения. Мы знаем историю Онегина и трагическую судьбу Ленского. Но что переживал сам Пушкин в тот период? Мне было интересно это исследовать. Выясняется, что Пушкин – живой человек своего времени, его волнуют денежные вопросы, отношения с отцом, он пишет страстные письма брату, не всегда поддерживающему его, и имеет непростые отношения с чиновниками. Он такой же, как мы, живёт в мире. Именно сочетание литературного содержания и жизненного контекста оказалось для меня самым интересным.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть он изобразил себя в образе Онегина?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Нет. Он говорит, что это «добрый мой приятель», родился на морях. Он говорит, что он из того же круга.

Ксения Бобрикова, ведущая: Какое у вас отношение к Онегину?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Я полюбил и Онегина, и Татьяну, и всех этих героев. Ты понимаешь, что он несовершенен, как и все мы, как и Александр Сергеевич тоже. Возникает принятие по итогу.

Тимофей Зудин, ведущий: У «Онегина» есть не только контекст, в котором он писался, но и неопубликованное продолжение, то есть 8, 9, 10-я главы. Будет ли продолжение после «Онегин. Начало»?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Я придумал название для будущего спектакля – «Онегин. Пушкин. Прощание». Я размышляю о том, как соединить судьбы Пушкина и Дантеса, а также историю их дуэли с судьбами Ленского и Онегина. Эти сюжеты перекликаются. Меня больше всего интересует, что происходит между людьми. Что стало причиной этой дуэли? Почему они не отказались от неё, хотя у обоих был шанс? Это очень интересно исследовать.

Тимофей Зудин, ведущий: В чём особенность моноспектакля?

Валентин Кузнецов, создатель спектакля «Евгений Онегин. Начало», режиссёр, актёр театра «Мастерская»: Это непросто и вместе с тем чрезвычайно увлекательно, настоящий вызов. Во-первых, текст спектакля объёмен, 90 минут насыщенного действия. Во-вторых, важна тесная связь с залом. Моя задача не спешить, тонко ощущать каждого зрителя и искренне погружаться в историю заново при каждом показе. В этом честном погружении открывается новая глубина, неожиданные нюансы, акценты в словах, которые кажутся знакомыми, но обретая новые смыслы, поражают меня самого. Конечно, это требует не только памяти, но и умения взаимодействовать. Также свет и звук для меня – настоящие партнёры, зрительские молчаливые отклики – тоже важная информация, от которой я отталкиваюсь. В этом мне помогает великолепное музыкальное сопровождение Павла Ховрачёва, талантливого музыкального художника из Петербурга. Для каждого персонажа мы подобрали свою музыкальную тему: для Татьяны – звуки балалайки, для Ольги – гитара, для Ленского, немца по происхождению – Шуберт, а для Онегина – чарующая мелодия Листа. Все эти композиции создают контекст и служат поддержкой мне как актёру, ведь музыка и свет – мои неотъемлемые партнёры на сцене.