КОННАЯ ГРУППА НАРВСКИХ ТРИУМФАЛЬНЫХ ВОРОТАХ ПЛ. СТАЧЕК, 1
АННА СМИРНОВА, корреспондент:
Именно эта шестёрка лошадей сделала скульптора Клодта известным. Он создает фигуры коней с биологической точностью, подчеркивая каждый мускул и передавая динамику этих благородных животных.
ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Эти кони стали первой работой Клодта, установленной в Петербурге. Когда возник проект, он смог доказать, что коней должно быть 6, а не 4. Сейчас представить себе площадь Нарвских ворот без этой шестёрки коней, несущих богиню Победы, просто невозможно.
АННА СМИРНОВА, корреспондент:
Самое известное творение Петра Карловича Клодта — кони на Аничковом мосту. Без них невозможно представить как Петербург, так и рассказ о судьбе самого скульптора.
УКРОТИТЕЛИ КОНЕЙ АНИЧКОВ МОСТ
ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Связана история появления этих коней с моментом знакомства Клодта и Николая I. Они оба были на смотре, и в какой-то момент переглянулись и Клодт говорит Николаю I: «А хотите таких же диоскуров?» И начинается работа. Клодт сам создаёт этих коней: не только как скульптор, но и как отливщик.
Скульптуры настолько понравились императору, что в качестве подарка такие же были отправлены в Стрельну, подмосковную усадьбу Кузьминки, Неаполь и Берлин. Последний презент прусскому королю Фридриху Вильгельму IV обернулся угрозой в годы Великой Отечественной войны, когда кони с Аничкова моста были сняты.
ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
По Советскому Союзу немцы сбрасывали листки с дезинформацией, две картинки — на одной Аничков мост без коней, на другой — кони Клодта, находящиеся в Берлине. И подпись «Ваши Кони у нас, Ленинград давно взят». И когда война закончилась, коней возвращали на мост, и по всему Советскому Союзу разлетелась информация, что с ними всё в порядке.
После признания таланта Клодта Николаем Первым, его оценил и следующий император — Александр Второй. Скульптору доверили создание бронзового всадника на Исаакиевской площади.
ПАМЯТНИК НИКОЛАЮ I ИСААКИЕВСКАЯ ПЛ.
ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Автор вложил всё своё мастерство в изготовление этого памятника. Ему удалось поставить всадника на 2 опоры — 21,5 тонна бронзы. Стенка бронзы утончается к груди коня, утолщается к крупу. В заднюю часть насыпана артиллерийская дробь, чтобы точно поймать центр тяжести.
ПАМЯТНИК И. А. КРЫЛОВУ ЛЕТНИЙ САД
АННА СМИРНОВА, корреспондент:
Известный скульптор создавал не только фигуры лошадей. Он — автор первого в Петербурге памятника литератору — Ивану Андреевичу Крылову в Летнем саду. Для этого Клодту понадобилось более 5 лет и целый зоопарк, всех зверей — героев басен он ваял с натуры.
ДМИТРИЙ ГАМАЛИЯ, краевед:
Чтобы создать на памятнике, например, изображение слона, Клодту пришлось отправиться в Императорский зверинец в Царском селе, там содержали этих крупных животных. Памятник Ивану Андреевичу Крылову — он как будто проводник в мир его басен.
ПАМЯТНИК П. К. КЛОДТУ САД АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ
АННА СМИРНОВА, корреспондент:
А это единственный в Петербурге памятник скульптору Петру Клодту. И появился он в саду Академии художеств лишь в начале XXI века.
Место выбрано неслучайно — мастер, чьи работы украшают знаковые места Петербурга, начинал свой путь здесь. Сегодня можно увидеть, как люди прогуливаются на лошадях. И теперь уже в бронзовом воплощении Пётр Карлович Клодт как будто наблюдает за своими любимыми животными.