В гостях у программы «Утро в Петербурге» Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сегодня расскажем о новой совместной экспозиции с Императорским фарфоровым заводом «Взаимодействие. Фарфор» Веры Бакастовой», которую представили в главном штабе. В чем особенность этого проекта?

Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: На выставке «Взаимодействие» представлена художница Вера Бакастова с циклом «Боги фарфора». Экспозиция посвящена фарфору как материалу и его возможностям. Работы разделены на тематические фарфоровые кабинеты, каждый из которых отражает одну из составляющих образа фарфора.

Василий Киров, ведущий: Как просматривается преемственность современных художников в общей истории фарфора?

Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Фарфоровый кабинет – это переосмысление традиции XVIII века, когда фарфор был диковинкой. Коллекционеры размещали фарфоровые предметы, преимущественно восточные, в специальных комнатах. Так формировались интерьеры, где фарфор выставлялся как украшение, а не использовался как обычная посуда.

Василий Киров, ведущий: В основу экспозиции легли три серии. Расскажите об основных сериях и образах фарфора.

Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Первая серия называется «Кобальт». Кобальт и золото связаны, в первую очередь, с фарфором.

Василий Киров, ведущий: «Золото» – это отдельная серия?

Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Да, мы разделили кобальт и золото, хотя, если вы увидите выставку, вы поймете, что они неразрывно связаны. А серия «Цвет» стоит немножко отдельно, потому это краски и образы, которые появились позже.

Василий Киров, ведущий: Выставка приурочена к столетию выставки «Декоративно-прикладного искусства и промышленности» в Париже. Как, спустя столетия, трансформировались форма и цвет от классики к современности?

Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Вещи на выставке выполнены в единой стилистике, что создаёт завораживающее пространство. Единство формы и росписи придаёт вещам цельность. Отсутствует динамика и движение, но присутствует равновесие и ощущение найденности этих вещей.

Ксения Бобрикова, ведущая: Одна из частей экспозиции посвящена теме, которая называется «Поиск». Расскажите про это.

Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Это тема, которая возникла в процессе работы над выставкой. Поскольку автор работал над вещами очень долго, то было создано большое количество эскизов, и некоторые из них захотелось переложить на предметы. Эта сери выглядит как витрина, которая представляет собой имитацию мастерской художника, демонстрируя зрителю процесс работы, что позволяет заглянуть «за кулисы».

Василий Киров, ведущий: Насколько принцип фарфоровых кабинетов упрощает навигацию по выставке?

Инна Майстренко, куратор выставки, хранитель Коллекции современного фарфора, старший научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа: Мне кажется, что это очень современно и связано с историей. Для современного зрителя это должно быть интересно, потому что практически каждый из этих кабинетов – это готовый интерьер, своеобразная подсказка.