В гостях у программы «Утро в Петербурге» Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Сегодня в рамках нашей еженедельной встречи мы отправляемся в Зимний дворец, в Тронный зал.
Тимофей Зудин, ведущий: Но не в Георгиевский, как можно было бы подумать, а в Петровский, который также называют Малым Тронным залом.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Петровский зал был построен Огюстом Монферраном по воле императора Николая I. После пожара 1837-го года его восстановил Василий Петрович Стасов. Но за 40 лет до этого во времена царствования Павла I архитектурным предшественником стал Тронный зал, созданный именно для Павла. Почему ему потребовался свой собственный отдельный зал?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: У Павла I четыре Тронных зала: его, супруги Марии Федоровны, Тронный зал Мальтийского ордена и Георгиевский зал.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Расскажите о Тронном зале, который стал предшественником современного Малого Тронного зала в Зимнем дворце.
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Это был Тронный зал Марии Федоровны, оформленный Монферраном в 1828-ом году. Он интересен по двум причинам: удачный архитектурный декор и перенос его убранства в Петровский зал после пожара. Зал был отделан малиновым бархатом с около 800-ми российскими орлами. По периметру располагались серебряные осветительные приборы, серебряная консоль и люстры под потолком. Композиционным центром являлся трон.
Тимофей Зудин, ведущий: Чем отличаются понятия «трон» и «тронное кресло»?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Если подходить строго, то трон – это архитектурное сооружение, которое включает балдахин, задник, тронное кресло со скамеечкой, которые стоят на подиуме.
Тимофей Зудин, ведущий: Зачем Павел I повелел повторить трон Анны Иоанновны? Не проще ли было спроектировать новое кресло?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Павел I скопировал тронное кресло Анны Иоанновны, приняв его за кресло Петра I, из-за ошибки в датировке, и разместил оригинал в Георгиевском зале, а копии – в других резиденциях. В то время повторение предметов, таких как кресло, не считалось чем-то плохим и расценивалось почти как оригинал. Павел I испытывал пиетет к своему прадеду – Петру Великому.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Почему для изготовления убранства зала обратились к Ивару Венфельду Буху?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Очевидно он выиграл тендер и был хорошим мастером. Торшеры-стенники серебряные, полые внутри, столы-консоли – дерево с серебряной облицовкой. Эти вещи перенесли из Михайловского замка в Зимний дворец после убийства Павла. Родная люстра Павловская разбилась во время блокады от авиабомбы, которая попала в соседний зал. Нынешняя люстра серебряная, но не из этого зала.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Этот зал сейчас носит название Петровский. Почему Николай создает его в честь своего знаменитого предка?
Иван Гарманов, хранитель коллекции мебели, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа: Павел и Николай испытывали пиетет к основателю Российской империи – к Петру Великому. Николай создаёт зал, посвящённый памяти своего прапрадеда. Зал изначально был пуст до пожара, затем в нём появились предметы, включая тронное кресло. Он периодически использовался для приёма иностранных послов, отсюда название – Малый Тронный зал. Но изначальная задумка чисто мемориальная.