В гостях у программы «Утро в Петербурге» Дмитрий Попов, автоэксперт.
Ильдар Абитов, ведущий: Поговорим о безопасности и соблюдении правил дорожного движения.
Анна Смирнова, ведущая: По данным главного управления МВД по Петербургу и Ленинградской области, в прошлом году число дорожно-транспортных происшествий с каршерингом выросло на 17%. Растет и число пострадавших в авариях на арендованных автомобилях. В связи с этим в законодательном собрании Петербурга обсуждают инициативу ограничить максимальную скорость движения для каршеринга.
Ильдар Абитов, ведущий: Сейчас идёт обсуждение возможности ограничить скорость до 60 км/ч. Поможет ли это изменить ситуацию?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Я отношусь к этой идее со скептицизмом. Как человек, занимающийся подготовкой водителей, я считаю, что принудительное ограничение скорости может привести к негативным последствиям. Во-первых, в некоторых ситуациях для предотвращения аварии необходимо ускориться, а не тормозить. Во-вторых, современные автомобильные бренды отказались от жесткого запрета на превышение скорости, чтобы дать водителям возможность выйти из аварийной ситуации. В-третьих, правила дорожного движения разрешают повышать скорость движения в определенных ситуациях, а блокирование скорости может не учитывать эти нюансы. Кроме того, ограничение скорости может создать проблемы для пользователей каршеринга, которые берут автомобили для длительных поездок по трассам с более высокими ограничениями скорости. Например, на трассе М-11 ограничение скорости 130 км/ч для легковых автомобилей в летнее время.
Ильдар Абитов, ведущий: Судя по всему, у вас с таким ограничением, например, на трассе М-11 нужно будет вообще ехать на аварийке в правом ряду.
Дмитрий Попов, автоэксперт: С государственной точки зрения движение со скоростью более 60 км/ч тоже является нарушением правил дорожного движения. По большинству магистралей города действуют планы координированного управления светофорами. Светофорные зеленые сигналы передвигаются от Площади Победы в сторону Сенной площади со скоростью 60 км/ч. Когда горожане жалуются на то, что зелёной волны нет, ехать надо с правильной скоростью, тогда вы будете попадать. Поэтому ограничение скорости на каршеринге вызывает сомнения. Если установить ограничение 60 км/ч, это создаст сепарацию в потоке, где каршеринги будут ехать медленнее, чем остальные автомобили, которые могут ехать 79 км/ч. Это нарушит принцип движения со скоростью потока, который важен для безопасности дорожного движения.
Анна Смирнова, ведущая: Но, к сожалению, статистика по ДТП с участием каршеринга печальная. Что делать? Какие меры были бы актуальны и значимы?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Рост статистики нарушений каршеринга связан с его популярностью, но не пропорционален ей. Многие проблемы связаны с передачей аккаунтов, что можно решить с помощью идентификации пользователей через Госуслуги, как это сделано в Москве для электросамокатов. Это позволит привязать аккаунт к конкретному человеку и предотвратить передачу аккаунтов. Это же очевидная вещь, которая, сработает в два направления.
Ильдар Абитов, ведущий: Передача аккаунта другому человеку в каршеринге считается одним из самых серьезных нарушений. То есть если вас останавливает инспектор ГИБДД, это вообще может приравниваться к угону. Какие ещё есть штрафы, на которые новым пользователям стоит обратить внимание?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Передача аккаунта может рассматриваться инспектором ГАИ, как угодно. Я их очень поддерживаю в этой борьбе, но такого нарушения правил дорожного движения нет.
Анна Смирнова, ведущая: А если не на своей машине?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Если есть свидетельство регистрации и есть ксерокопия страхового полиса, то нарушения нет. Проблема с передачей аккаунтов каршеринга связана с отсутствием четкой идентификации пользователей. Это позволяет передавать аккаунты и избегать ответственности за нарушения. Что касается штрафов, каршеринговая компания может выставлять штрафы в соответствии с пользовательским соглашением, которое может включать суммирование штрафов. Но это никакого отношения к административным нарушениям не имеет. Каршеринговая компания вправе в пользовательском соглашении выписать вообще всё что угодно. Однако, если штраф выписан на каршеринговую компанию, как на юридическое лицо, каршеринговая компания может взыскать ущерб с пользователя через гражданский иск. Недавно была такая история.
Анна Смирнова, ведущая: Если я, например, еду на машине и попадаю в аварию с каршерингом. Кто в данном случае будет возмещать ущерб, если автомобили каршеринга застрахованы? Как вообще правильно оформлять ДТП в данном случае?
Дмитрий Попов, автоэксперт: Застрахованы не автомобили, а ответственность водителей по ОСАГО. В данном случае это открытый полис. В этом случае, если вы будете пострадавшей стороной, то возмещать ущерб будет страховая компания каршеринга. Если у вас столкновение двух автомобилей, без третьего участника, в этом случае мы идем в свою страховую компанию на обычных условиях, а если три и более, то идём в компанию виновника. Каршеринговые компании требуют от своих пользователей оставаться на месте ДТП и никуда не смещаться. Но это противоречит пункту 2.6.1, который требует освободить проезжую часть и сфотографировать машину. ГАИ и Гражданский кодекс должны обратить внимание на это противоречие. Я думаю, что, если сотрудники ГАИ на такое ДТП будут приезжать и штрафовать тут же водителя по 12.27 на 1 500 рублей, будет хорошо.