В гостях у программы «Утро в Петербурге» Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета.

Николай Растворцев, ведущий: Чем ниже температура, тем лучше для нее. О зимней аллергии у детей пойдет речь в рамках нашей постоянной рубрики «Большие вопросы о маленьких».

Ксения Бобрикова, ведущая: Крапивница, ринит, дерматит – это признаки зимней аллергии, которая напрямую связана с температурой. С каких показателей термометра за окном она может атаковать ребенка?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Абсолютно с разных. Как такового предела нет. Крапивница может вылезти и летом, если ребенок, например, искупался в холодном водоеме, попил холодной водички, помыл руки холодной водой. То есть нет таких границ, которые можно было сказать точно, что -2, -20 и так далее. Обращать нужно внимание всегда, и обращать внимание как бы и на наследственность, на факторы, и на разные еще множества.

Ксения Бобрикова, ведущая: А как все-таки понять, что это аллергическая реакция на холод, а не потому что ребенок что-то съел?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Можно провести функциональные пробы. То есть можно это делать в домашних условиях, потому что ничего сложного нет. Можно, конечно, сходить к врачу. То есть берется маленький кусочек льда, прикладывается к нежной коже на небольшое время, 15-30 секунд, и смотрится. Если никакой реакции нет, просто холодно ребёнку, значит ничего и нет. Если появляется зуд, жжение, отёк, покраснение и так далее, значит, действительно, это реакция на холод, а не на что-либо другое.

Николай Растворцев, ведущий: Скажите, мы знаем, что врачи спорят о механизмах развития. Вы относитесь к тем, кто считает все-таки это аллергией, или относитесь к тем, кто всё списывает на увеличение потери воды через кожу?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Официально две версии. На самом деле, аллергическая и неаллергическая, и, наверное, все-таки я к аллергической склоняюсь. То бишь как бы реактивность организма повышена, вырабатываются криоглобулины и так далее, за собой это цепляет цепочку реакций, вследствие чего и происходит аллергия. Но не аллергическая тоже присутствует в этой самой аллергической. То есть кожа теряет воду, изменяется микробиом кожи, вследствие чего происходит уже и реактивность организма, и аллергическая за собой тянет.

Николай Растворцев, ведущий: Это что-то приобретенное? Или это наследованное? Или это список факторов, которые в какой-то момент повлияли на того или иного ребёнка?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: На самом деле, там список факторов и то, и третье, и десятое, сейчас невозможно проследить. Вот приходят, допустим, на приём родители и говорят, что нет абсолютно ничего, проследили до седьмого колена, абсолютно никогда ничего нет, а у ребёнка есть. И не доказать вот эту именно наследственную генетическую причину, но она есть, отягощенный анамнез есть, и факторы заболевания, измененные сосуды, патологии ЖКТ, легких и так далее, оно все присутствует, и это в совокупности проявляется тем, что мы видим.

Ксения Бобрикова, ведущая: То есть выделить какой-то отдельный признак не получится скорее всего?

Николай Растворцев, ведущий: Как ее не спутать с чем-то другим, с насморком, например?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Проследить на самом деле просто опытным путем. То бишь, если вы вышли на улицу, сосуды сжались, затем вы вошли в тепло, сосуды разжались, и тогда это будет нормальная реакция организма, которая самостоятельно проходит, не требует никаких приемов антигистаминных, так далее, так далее. Если же вы зашли, и это всё не прекращается, то, скорее всего, стоит уже обратиться к врачу.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как происходит лечение? В нашем климате ты не можешь избежать холода, ездить только в машине и в автобусе. Как тогда быть? Помогают ли в этом случае антигистаминные препараты? Или что делать?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Помогают. Дальше и антигистамины, и сосудосуживающие, и обязательно нужно какие-то базовые уходовые процедуры, за носом обязательно следить. Если кожа, то это и увлажняющие средства, эмоленты различные. Если это уже пошло в обострение, то там уже и атопические глюкокортикостероиды тоже входят в оборот. То есть там в совокупности за всем нужно следить, и базовый уход кожи, базовый уход носа тоже существует обязательно.

Николай Растворцев, ведущий: А вот самое простое цыпки – это аллергия?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Тут нужно посмотреть, как часто они бывают, только ли в холодный промежуток они бывают. А если это просто цыпки на руках, которые вы смазали эмолентами, и все прошло, то значит и нет. Если же это все ползет, и ползет, и ползет, и опять же можно проследить весь анамнез ребенка, то скорее всего тогда это уже и другие заболевания.

Николай Растворцев, ведущий: В зимний период не только холод и мороз являются причиной вообще возможных аллергий у ребёнка. Что ещё актуальное вы бы выделили?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Считается, что аллергии – это, в принципе, летние, весенние, осенние, то бишь, цветение и так далее, аллергии просыпаются. Зимой же всё засыпает. На самом деле это не так. Частыми аллергенами, которые просыпаются зимой, либо продолжаются к зиме, – животные, домашние животные. Мы находимся постоянно в закрытом помещении, не на улице, но аллергия продолжается. Обратите внимание на животных. Гипоаллергенных животных, как у нас считается, их не существует. Они просто вырабатывают меньшее количество аллергенов. Проследить, и опять же всегда опытным путем, можно проследить, это все-таки на животное или не на животное.

Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, можем мы как-то успокоить наших телезрителей? Иногда тоже, в принципе, аллергия с возрастом у ребенка может пройти, особенно, когда начинается гормональный перестрой и пубертат. Что вы скажете, вот можно на это рассчитывать?

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Может быть, достаточно часто бывает. При том, опять же, конкретные проценты не назову, но чаще, если это все начинается в малышовом возрасте, мы говорим мамам о том, что успокойтесь, есть надежда, что ребёнок перерастёт. Вот такое вот слово мы используем. Но говорим, что не всегда. То бишь мы используем все рекомендации врачей, мы используем базовый уход и ждем.

Николай Растворцев, ведущий: Чаще всего перерастает. А во что-то страшное может перерасти, если есть родители, которые отрицают прививки, врачей и так далее.

Валентина Топал, врач-дерматовенеролог Консультативно-диагностического центра Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского университета: Может. Оно просто может всё распространяться, обостряться, и тогда уже просто помазаться не получится.