В гостях у программы «Утро в Петербурге» Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Николай Растворцев, ведущий: По традиции в первый месяц Нового года в Петербурге вспоминают самые значимые даты битвы за Ленинград. Завтра мы отметим 82-ю годовщину со дня прорыва блокады. Через 10 дней 81-й день Ленинградской победы. Впрочем, свое звание город-герой получил не только за мужество и героизм тех, кто сражался на подступах к городу, но и за несломленный дух жителей, которые поддерживали жизнь и совершили беспримерный подвиг в истории человечества.
Ксения Бобрикова, ведущая: Блокадное радио, трамваи, работающий театр, библиотеки, а также школы, детские сады. О монографии, посвящённой блокадной педагогике мы поговорим далее.
Николай Растворцев, ведущий: Как бы вы охарактеризовали жанр книги, которую вы держите в руках? Как она читается? Это скорее хроника, рассказ, а может быть исследование тех данных, которые нам известны сегодня?
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Вы знаете, все, что вы перечислили, все есть в этой книге, потому что, во-первых, это хроника, потому что это документы. Во-вторых, это исследование, потому что есть статистические данные, которыми предложен анализ и сделаны выводы. Естественно, это исследование. И конечно, воспоминания, это рассказ от первого лица. Поэтому все в этой книге.
Ксения Бобрикова, ведущая: В год 80-летия Великой Победы вышло в свет второе издание монографии. Чем оно дополнено?
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Вы знаете, первое издание разошлось очень быстро. Книга очень востребована. И наш университет по идее нашего ректора Сергея Валентиновича Тарасова решил переиздать эту книгу с целью распространить ее среди, во-первых, педагогических университетов страны, во-вторых, всей системы регионального образования, в-третьих, чтобы книга дошла до старшеклассников и, конечно, студентов. Такая была поставлена задача. Она еще дополнена и обращением со словами большого значения этого издания и министра просвещения Российской Федерации Кравцова Сергея Сергеевича, и Александра Дмитриевича Беглова, губернатора Санкт-Петербурга. Это тоже имеет большое значение.
Николай Растворцев, ведущий: Возвращаясь к тем фактам, историям, цифрам, датам, которые есть в этой книге, что лично вас поразило из всего того многообразия сложной блокадной жизни города-героя и подвига наших коллег-педагогов?
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Издание представляет собой такую обобщающую работу, которая представляет образовательную панораму города тех лет. И особое внимание, конечно, обращено на педагогические механизмы работы в тех экстремальных условиях. Что особенно можно выделить? Это авторская интерпретация тех блокадных педагогических реалий. Что является основной идеей этих реалий? На мой взгляд, это не только спасение жизней, а очень важно, и я это особо отмечаю, возвращение детства маленьким ленинградцам, и это очень многое объясняет.
Ксения Бобрикова, ведущая: А вот вы сказали про педагогические механизмы. Что вы имели ввиду? Что каждый учитель по-своему составлял план программы? Или каждый по-своему относился вот к тем дням и как-то старался по-своему поддержать детей?
Николай Растворцев, ведущий: Или это о поиске внутренних ресурсов? Потому что жизнь не просто не остановилась, люди ходили в школу, обучали, в хорошем смысле заставляли детей учиться, тоже не забывать процесс. И многие, кстати, дети потом по воспоминаниям говорят, что это был стимул выжить.
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Вы знаете, мне кажется, что самое главное, люди не задумывались жить или не жить дальше, они делали свое дело. Профессиональная практика продолжалась. Выходили журналы, например, как «Дошкольное воспитание». И там была такая статья «Боевые задачи воспитателей детского сада». Что входило в боевые задачи воспитателей детского сада? Заботливо относиться с материнской заботой к детям, внимательно приглядываться к каждому из них, прислушиваться особенно к детям, которые утратили связь с родителями. Казалось бы, что в этом нового? Выполнять каждый день свою работу – учить, приходить, проверять домашние задания, если это было возможно. Приходили в школьную библиотеку, все замерзло, в том числе и чернила. Брали книги, брали формуляры, и карандашом записывали, кто что взял и кому что было выдано. Нужно это было для того, чтобы подчеркнуть, что жизнь продолжается.
Ксения Бобрикова, ведущая: Сейчас урок длится 45 минут. Сколько длились уроки в блокадном Ленинграде, по воспоминаниям, по фактам?
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Насколько это было возможно, классы объединялись. В одной школе могли учиться с 1 по 5 класс просто в одном классе, из 103 школ с начала блокады осталось к декабрю только 49. Поэтому продолжали учиться в таких условиях. Кто-то уехал в эвакуацию, с ними тоже были учителя, они продолжали учиться. Условия были, скажем так, чуть получше, чем голодные и холодные блокадные дни.
Николай Растворцев, ведущий: Как вы считаете, какие принципы блокадной педагогики нужно обязательно не просто сохранить в памяти, а привить учителям и педагогам будущих поколений? Как это правильно сделать? Как это объяснить? Как это заложить?
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Можно я зачитаю? Это обращение Надежды Васильевны Строгановой, блокадной учительницы, которая, кстати сказать, в возрасте 104 лет, только в прошлом году ушла из жизни. «Блокадная педагогика – это как наглядное пособие для воспитания мужества, стойкости, трудолюбия, душевной теплоты, любви к своей родине, самых ценных качеств человека». Еще раз спрошу: «Что изменилось?» Ничего. Вот эти качества и надо прививать. Я бы еще добавила, что мы должны сегодня больше обращать внимание на воспитание эмпатии, сострадания, сопереживания, неравнодушия. Когда ты погружен не только в себя, а рядом с тобой люди, и у них тоже есть свой внутренний мир. Вот именно неравнодушие, наверное, я бы назвала самой главной чертой для воспитания в сегодняшнем мире.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если читать книгу, можно найти воспоминания учеников. Как они воспринимали то время? Какая-то, может быть, личная история вас поразила?
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Конечно. Вы знаете, меня прежде всего поразили те моменты, когда говорится, что чтение — часть повседневной блокадной жизни. Казалось бы, и вот в этих героев, в эту нереальную жизнь уходили, чтобы отвлечься от тех ужасных условий. Немножко воспоминаний из дневника Юры Рябинкина. Во-первых, впервые публиковалось это у Даниила Гранина и Алеся Адамовича в «Блокадной книге», чудом сохраненный дневник. Он пишет: «Мама говорит, сейчас не время писать дневник, но я все-таки буду писать. Перечитать его уже, конечно, не смогу, но пусть потом прочитают и поймут, что жил такой человек Юра Рябинкин». Так вот он пишет: «Пришел, тревога, почитал Вольтера, читаю «Графиню де Монсоро», увлекательная вещь. И этот 16-летний ребёнок, погибающий от голода и холода, борется не только с обстоятельствами, он борется сам с собой. Он рассуждает в своём дневнике. И его младшая сестра, которую мама всё-таки вывезла из блокадного города, а сама умерла, кстати сказать, у неё на руках, на глазах, на вокзале в Вологде, она, прочитав эти дневники, сказала об этом: «Что, если столько жизней отдано для того, чтобы жила я, какой должна быть я?» Вот такая достойная жизнь спровоцирована, можем так сказать, предыдущими нашими поколениями.
Николай Растворцев, ведущий: Существует ли второе издание в интернет-версии? Для того чтобы как можно больше людей смогли ознакомиться с датами, с фотографиями, с историями.
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Я думаю, что в будущем это появится. На сегодняшний день нам очень хотелось, чтобы книгу взяли в руки.
Николай Растворцев, ведущий: Это правда.
Натела Квелидзе-Кузнецова, директор фундаментальной библиотеки Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Чтобы можно было ее перелистывать, рассматривать фотографии. Согласна полностью. И мы знаем прекрасно, не отрицая электронную версию, что, когда ты смотришь в книгу, откладывается, вспоминается больше. Нет ничего лучше живой книги. Это правда.