ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

В Петербурге пушкинской поры существовало всего 4 театра. Малый, Михайловский, Александринский и Большой. Там собирались все — от лакеев, служанок и камердинеров — до чиновников и представителей царской семьи. Погрузиться в атмосферу Петербурга начала XIX века предложила Театральная библиотека.

Она запустила электронный портал «Волшебный край». В котором собрала фотографии эскизов театральных костюмов, копии афиш и билетов, рабочие экземпляры пьес драматургов пушкинских произведений. Отдельный раздел сайта посвятили ярким представителям театрального Петербурга. Здесь и балетмейстер Шарль Луи Дидло, чье творчество Пушкин воспевал в романе Евгений Онегин. И Авдотья Истомина, прославленная балерина, в которую юный поэт был влюблён.

ЕЛЕНА ФЕДЯХИНА, заведующая сектором отдела информационной и научно-библиографической работы Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки:

Одним из великих людей того времени, просвещенных театралов, можно назвать Александра Александровича Шаховского. Это человек, который и писал для театра и был педагогом театральным. И Шаховской один из первых понял, что Пушкин очень сценичен, его тексты нужно ставить. И это было очень интересно — потому Пушкин в то время молодой человек, он начинает только свою театральную, светскую жизнь. И он приходит к Шаховскому и Шаховской переделывает его произведения. Он пишет свои стихи, так скажем инсценирует их. Все говорят — боже, как здорово Шаховской переписал Пушкина.

ИЛЬДАР АБИТОВ, корреспондент:

Люди из разных социальных слоев в театре могли располагаться на определенных местах. Самые небогатые зрители находились выше всех, на райке — галёрке. Чем ниже, тем билеты дороже. В партере в первых рядах сидели самые высокопоставленные зрители и только мужчины. А вот женщины могли сидеть лишь в ложах, которые, как правило, бронировали — на целый сезон.

ЕЛЕНА ФЕДЯХИНА, заведующая сектором отдела информационной и научно-библиографической работы Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки:

Самым считалось приличным и интересным входить в театр, когда занавес поднимается. Вот именно в тот момент молодой человек входит в театр, на него все оборачиваются. Он идёт по ногам, пробираясь на свое место. Он встает и иногда лорнирует зал. И это нормально, никто ему не делает замечаний, так было принято.

А вот неправильно подобранный наряд для театрального мог серьезно испортить репутацию. Историю развития моды начала XIX столетия на сайте подробно иллюстрируют картины из журналов тех лет. А заодно еще раз заставляют пофантазировать о том, каким был Пушкинский волшебный край.