ИЛЬЯ ШЕВЧЕНКО, корреспондент:

Советский аппарат по продаже газет – первый отечественный вендинг. Пятидесятые годы. И тут же – русские деревенские сани XIX века. В разных предметах – история, воспоминания, судьбы. И переплетаясь с современностью, всё это раскрывается по-новому.

Коллекционирование старинных артефактов – путешествие в прошлое, доступное каждому, и бывает оно разных масштабов. Например, в этом собрании – предметы от советских сервизов и ваз до дореволюционной сельской утвари. Начало коллекционированию положила антикварная монета – и попытки определить её происхождение. Оказалось, екатерининская – XVIII века.

ТИМОФЕЙ КОЗИН, основатель ретросклада:

Интернета не было, то есть там по книгам, наверное, неделю, две искал, нашёл, получил кучу эмоций от этого. И с этого момента начал каждую вещь, которую находилузнавать её историю.

Сохранение исторических артефактов иногда – полноценная спасательная операция, требующая не только любви к старине, но и должного упорства.

ТИМОФЕЙ КОЗИН, основатель ретросклада:

Это окно, – так сказать, начало нашего пути. Мы снимали огромное, антуражное такое XIX века здание бывшего локомотивного депо. Когда мы съезжали уже на свою площадку, окна демонтировали, потому что их хотели выбросить, мы их сохранили, отреставрировали.

Не менее волшебными, чем ставшее зеркалом окно, выглядят исторические светильники. Эта люстра – царских времён.

ИГОРЬ АЛИЕВ, реставратор:

Великолепное литьё с очень точной детализацией.Стеклярус сделан по старой технологии: отливка и вышлифовка. Каждая стекляшка несёт в себе заряд тепла и любви работы мастера.

Игорь убеждён, что новый современный светильник, может, и будет меньше стоить и ярче светить, но в старинном заключена эпоха и традиция. Он передаёт знания предков и освещает нынешний мир иначе. У Игоря любовь к освещению в целом возникла ещё в детстве с занятий прикладным искусством – и затем перешла в профессиональную сферу.

ИГОРЬ АЛИЕВ, реставратор:

Это связано с моей предыдущей деятельностью, где я использовал различные варианты света для освещения витрин и прочих рекламных конструкций.

Сохранение тепла старины – задача сложная. Но всё же она подвластна не только профессионалам. Ретропредметы можно использовать в интерьере.

ОЛЕСЯ ВОЛЬХИНА, дизайнер интерьеров:

Самый обычный деревенский сундук можно использовать вместо стола. Этот сундук – двадцатых годов. Английский диван из телячьей кожи. Семидесятые годы примерно. Посмотрите, как абсолютно красиво, благородно старится эта кожа. И как стильно они смотрятся вместе.

Какую роль играют такие ретропредметы, старинные детали в современном интерьере? Создают наверняка дополнительные акценты, контрасты?

Конечно. Это атмосфера, это история, это наша память – это то, что нужно сохранять и бережно беречь. Это точка притяжения, место силы.

Пожалуй, у всех есть якоря из детства и юности. Их может быть несколько тысяч, а может – всего пара. Но всё равно дух времени содержится в каждом из них. Соприкасаться с прошлым и сопоставлять его с настоящим – значит лучше узнавать себя и окружающих – и успешнее строить новое.