В гостях у программы «Утро в Петербурге» Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ.

Тимофей Зудин, ведущий: Дед Мороз – мошенник. Нет, мы ни в коем случае не обвиняем сказочного дедушку в недобропорядочности. Просто для профессиональных мошенников и тех, кто решил к ним примкнуть, любой праздник становится поводом для новой аферы. Мошенники получают аванс за свои услуги, потом исчезают. А также участились случаи, когда аниматоры, которые пришли с поздравлением, совершают кражи.

Ксения Бобрикова, ведущая: Об уловках аферистов в облике сказочных персонажей нам расскажет наш гость.

Тимофей Зудин, ведущий: Как действует поддельное бюро Дедов Морозов? То есть они размещают объявления в социальных сетях или создают фейковые сайты?

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: Вы абсолютно верно упомянули, схемы, по которым такие мошенники работают, достаточно стандартные. Действительно создаются поддельные сайты, размещается информация в популярных социальных сетях, на страницах, создаются страницы, а также на платформах объявлений всем известных, популярных. Чаще всего вот через именно эти инструменты и происходит мошенническое действие.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как же их тогда раскусить, раз у них все как будто официально? И сайты, и телефоны, и службы поддержки.

Тимофей Зудин, ведущий: Да, есть целое бюро поддельное Дедов Морозов, у которых все – и телефон, и девушка-оператор сидит на вызове, принимает заявки. Но, конечно, никакого Деда Мороза вы не дождетесь.

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: Поскольку методы чаще всего достаточно стандартные, в общем-то рекомендации тоже весьма стандартны. Это всегда внимательно проверять детали услуги. Вы упомянули про службу поддержки, можно, например, попробовать задать вопрос службе поддержки. Мошенники редко будут детально раскрывать подробности услуги, им это сделать сложно, им не хочется на это тратить время. Обратите внимание на саму страницу, на орфографические ошибки на странице, на наличие SSL-сертификата – это вот значок в браузере, замочек. Он подтверждает, что сайт работает по шифрованному протоколу, соответственно, подтверждает, что страница, скорее всего, делалась не на короткий срок. Хотя может быть даже такой сертификат на поддельной странице, тем не менее. То есть надо все равно обратить на множество факторов внимание, посмотреть отзывы на независимых платформах, на разных.

Тимофей Зудин, ведущий: По поводу отзывов. Могут же написать специально положительные отзывы. Можно ли как-то проверить отзывы?

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: Безусловно. Опять же стандартная рекомендация – повысить внимание, то есть посмотреть, кто именно писал отзывы, попытаться перейти на страницы, если есть прямая ссылка на те или иные соцсети этого пользователя, и посмотреть, живые ли это страницы, как долго они вообще существуют. Не из фотобанка или изображения шаблонные, стандартные. Убедиться, что это действительно обычный живой человек, а не бот.

Ксения Бобрикова, ведущая: А есть ли риск при оплате услуг аниматоров потерять не только сумму оплаты, но и реквизиты своей банковской карты?

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: К сожалению, это возможный сценарий, поскольку очень часто те самые сайты, о которых я упоминал, предполагают переход по ссылке на какую-то копию страницы, например, где отображается форма оплаты. Вот здесь очень важно обратить внимание на то, что это стандартный агрегатор оплаты из всем известных крупных банков. То есть, если вам неизвестен агрегатор, который предлагается для оплаты, это повод тоже посмотреть, проверить.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть обычно это страничка с логотипом банка, с его названием и оформлена в его стиле?

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: Чаще всего. Либо платежных сервисов тоже всем известных, то есть крупных, которые всегда на слуху. И опять же, если вы никогда о нем не слышали, это повод убедиться, проверить, посмотреть отзывы, есть ли такой платежный сервис. И кроме этого, всегда нужно сверить обязательно адрес в адресной строке, что это адрес того банка, когда мы используем платежные страницы. Это очень важно.

Тимофей Зудин, ведущий: А может ли юридическое подтверждение, составление договора отпугнуть мошенников?

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: На самом деле – это один из способов проверки организации на чистоту и достоверности оказываемых ими услуг.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть скорее всего они на это не пойдут, как юрлицо?

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: Чаще всего отказываются от заключения договоров, потому что их отпугивают формальности и сложности, которые позволяют их идентифицировать дополнительно.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть оплата на юридическое лицо – это реальный предлог, который может предотвратить похищение денег.

Ксения Бобрикова, ведущая: Участились случаи краж при визите Деда Мороза, то есть, видимо, действует некая ОПГ, которая таким образом совершает наводку на квартиры. Можно ли по объявлениям, аккаунтам в соцсетях от таких злоумышленников догадаться об их ужасных намерениях? Что должно насторожить, когда мы заказываем Деда Мороза поздравить наших близких?

Станислав Газуль, доцент кафедры информатики, заместитель декана по учебной и научной работе СПбГЭУ: Я упоминал про запрос в поддержку, когда вы уточняете детали услуги. Должны насторожить дополнительные вопросы, связанные с подробностями о месте проживания, о количестве людей, о том, будут ли там люди в какой-то период времени. Все эти вопросы, как правило, не свойственны стандартным обычным агентствам, которые оказывают новогодние услуги.