«Пушкин-лицеист», «Юный Пушкин» или «Пушкин за столом» — каждое десятилетие давало своё название этому фарфоровому отроку, который будто бы только что убежал в комнату и сел за столик, чтобы записать свои летучие рифмы.

ТАТЬЯНА ПАВЛОВА, хранитель музейных предметов Всероссийского музея А.С. Пушкина:

Работа была изготовлена по форме скульптора-фарфориста Софьи Борисовны Велиховой. Поступила на завод, Императорский фарфоровый завод имени Ломоносова, в 1948 году. И в 49-м году выходит первая её работа. На обороте можно прочитать: роспись Лупановой. Это художник фарфорового завода. Даже дата — июнь 1949 года, то есть к юбилею Александра Сергеевича Пушкина.

Перед нами классический образ молодого поэта, наполненный символами: кудри, перо, свиток… В 60-х его сменит лаконичный Пушкин-лицеист Ефима Гендельмана, ну а пока в почёте «скульптурная литературность».

НАТАЛЬЯ ЩЕТИНИНА, научный сотрудник отдела «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа, кандидат искусствоведения:

Это был «сталинский ампир». Производились на заводе вещи такие достаточно вычурные, с множеством деталей. Скульптор пытается на себя взять функции живописца, то есть такие вещи можно и не расписывать — там уже много говорящих деталей.

Даже будучи фарфоровым Пушкин смог выразить дух времени. Здесь и любовь к книгам в самой читающей стране мира и увлечение коллекционированием, охватившее весь Советский Союз. При этом фарфоровые статуэтки были главным и практически единственным украшение послевоенного интерьера. Ну и конечно, Пушкин — наше всё на все времена. Отсюда — постоянный рост спроса и тиражей скульптуры. Маяковский, Киров и юный Ленин остались далеко позади!

ЕЛЕНА РУСЯЕВА, библиограф:

Эту фигурку я увидела в небольшом антикварном магазинчике. Я увидела вот здесь на подставке вот такую надпись: Дорогой Галочке в день рождения от Бориса. Город Ленинград 4 ноября 1963 года. Я решила, что раз Галочка не смогла этот предмет хранить у себя, мне захотелось, чтобы этот чудесный юный Пушкин стал уже моей семейной реликвией. У меня есть внук, возможно, когда -нибудь я ему её передарю, и расскажу вот эту вот историю, как я его увидела и никак не смогла пройти мимо.

У фарфорового поэта в этом году юбилей. Ему исполнилось 75 лет, за которые массовая скульптура смогла превратиться в штучное произведение искусства со своей душой и со своей историей.

«Пушкин-лицеист», модель Е. А. Гендельмана. 1961 г. Государственный Эрмитаж