В гостях у программы «Утро в Петербурге» Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Ксения Бобрикова, ведущая: Чтобы показать всю многогранность немецкого романтизма XIX века, Государственный Эрмитаж совместно с 14 отечественными музеями, среди которых Третьяковская галерея и Музей изобразительных искусств имени Пушкина, представил публике выставку «Ландшафт души. Каспар Давид Фридрих и Россия». Увидеть работы известного художника можно в Николаевском зале Зимнего дворца.
Николай Растворцев, ведущий: На экспозиции представлены три сюжетные линии, сам Фридрих, Императрица Александра Фёдоровна и поэт Василий Андреевич Жуковский. Что связывает эту троицу? И почему именно в России, за пределами Германии, хранится самое большое собрание великого романтика?
Ксения Бобрикова, ведущая: Спросим у нашего гостя. В средствах массовой информации уже окрестили выставку блокбастером. Согласны ли вы с таким определением?
Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Не думаю. Это действительно самая значительная выставка Эрмитажа зимнего сезона. И она, конечно, привлечет, мы рассчитываем, большое внимание. Но блокбастер — нет.
Николай Растворцев, ведущий: Мы уже сказали о том, что выставка представлена в виде трех сюжетных линий: сам художник, императрица и поэт. Давайте начнем с императрицы и художника. Как они познакомились? И почему ко двору так пришлись работы?
Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Они не были знакомы, но императрица хорошо знала работу великого немецкого романтика, своего современника, с очень молодых лет. Ее брат, кронпринц Пруссии, был любителем искусства и собирателем, и он первым стал обращать внимание на этого художника, что сделало ему репутацию, славу, имя. Конечно, принцесса Шарлотта, наша императрица, выросла с этим художником, она знала его, и в числе тех подарков, которые ей преподносил муж, были картины этого художника.
Ксения Бобрикова, ведущая: Еще одна линия – это художник и поэт. Говоря о Каспаре Давиде Фридрихе, мы всегда думаем про Жуковского. Почему именно наставник венценосных особ Василий Андреевич стал таким мостом, соединяющим немецкую и русскую культуры?
Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Он слышал о Фридрихе, не видя его. Когда он познакомился с художником в Дрездене в 1821 году, он увидел идеал художника так, как он представлял себе художника-романтика, немножко не от мира сего, погруженного в себя и творчество и устремленного в бесконечность. Он увидел этого человека, и на протяжении многих лет в дальнейшем их связывали дружеские отношения.
Ксения Бобрикова, ведущая: Михаил Олегович, за пределами Германии именно в российских музеях хранится самая большая коллекция работ Фридриха. Скажите, как стало такое возможным и почему?
Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это история. Россия и Пруссия были очень связаны политически, исторически, династически. И естественно, что тот художник, который более других представлялся прусским национальным художественным гением, очень хорошо представлен в России, больше такого собрания в мире нет нигде. В общем, это наш предмет гордости то, что мы можем единственно и за пределами Германии сделать вот такую масштабную выставку.
Николай Растворцев, ведущий: Своих ценителей и заказчиков, что немаловажно, Каспар Давид Фридрих нашел именно в нашей стране. Есть ли ответ на вопрос, почему Европа его проглядела, недооценила, не заметила? Или, может быть, мы просто опередили Европу?
Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Слово «романтизм» само по себе выражение неких настроений. Но романтизм немецкий и романтизм французский не имеют между собой ничего общего. Так же как романтизм итальянский, а вот русский романтизм много воспринял от немецкой формулы пейзажа Каспара Давида Фридриха. Поскольку Жуковский был собирателем Фридриха, это был на протяжении многих лет его любимый художник. Как человек методичный и систематический, Василий Андреевич собирал на протяжении многих лет. В его квартире была, собственно, постоянно действующая выставка работ Фридриха в России. А у него бывали не только литераторы, такие как Пушкин, Гоголь, Лермонтов, но и были все ведущие художники этого замечательного времени, золотого времени русской культуры. Поэтому, конечно, Фридрих, которого знали в России, имел своих последователей. Это мы и показываем.
Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, как творчество Фридриха повлияло на художников XX века?
Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Фридриха забыли еще при жизни. Жуковский уже о нем писал, что Фридрих пережил себя. На протяжении долгих лет он просто не существовал в русской культуре, европейской и прусской. Его возродила выставка, была такая знаменитая выставка «Столетняя», она подвела итог немецкого искусства за 100 лет. Причем подводилась уже в Новой Германии, объединенной, где внезапно оказалось, что существует такой художник, и его представили чрезвычайно мощно, собрав основные произведения, которые находились в немецких собраниях. Это произвело на современников очень большое впечатление. Есть несколько формул пейзажа, которые культивировал, создал и развивал Фридрих в своих работах. Эти, можно сказать, математически выверенные формулы, оказали сильное влияние на модернизм XX века.
Николай Растворцев, ведущий: В финале хочется вспомнить опять же фразу Василия Андреевича Жуковского «Фридрих пережил себя». Как она появилась? Насколько точно Василий Андреевич обозначил и масштаб личности, и то влияние, которое он оказал, в том числе на европейскую и российскую культуру?
Михаил Дединкин, куратор выставки, заведующий отделом западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Фридрих – человек своего времени. Он прославился во время освободительной войны, когда Германия и Пруссия были оккупированы Наполеоном, и он воплотил дух немецкого народа. Он воплотил нордический пейзаж, то, что раньше не замечалось как предмет эстетически ценный, и этим его творчество чрезвычайно важно для Германии. Но, когда пришли времена другие, гораздо более мягкие, мирные, пришло время анекдотов, изящного рассказа, пестрых цветов, то уже Фридрих был не нужен. Он пережил себя.