В гостях у программы «Утро в Петербурге» Гарпани Солинга, этнопевец и Виктория Маралёва, певица.
Ксения Бобрикова, ведущая: Если вы еще не определились с планами на выходные, то мы подскажем, где лучше всего набраться новых сил и впечатлений. Предлагаем окунуться в мир ритмов, мелодий и звуков. В это воскресенье в северной столице можно будет услышать традиционное эвенское горловое пение в паре с древнерусским распевом. Причем все аранжировки на новый лад.
Николай Растворцев, ведущий: Благодаря кому стал возможен такой симбиоз эвенской и русской музыки, спросим у наших гостей, которые уже появились в этой студии. Мы знаем, что это впервые в мире. Никто и никогда этого не делал. Расскажите, почему? Как вам пришла эта идея?
Виктория Маралёва, певица: На самом деле мы с Гарпани познакомились на одном крутом проекте «Ясна Музыка», и буквально, наверное, месяц назад или полтора я ему написала: «Гарпани, давай сделаем сочетание русской традиции с традицией эвенской». Конечно, Гарпани поддержал, и после этого мы такие: «А может быть концерт сделать?» И решили сделать концерт, и тут рождается сочетание этой русской музыки с эвенской традицией
Николай Растворцев, ведущий: Гарпани, на ваш взгляд, они похожи, и поэтому они сочетаются? Или наоборот?
Гарпани Солинга, этнопевец: Представляете, что впервые в мире мы додумались совместить северную эвенскую этнику с русским фольклором. Представляете, да? Самое важное то, что нас объединяют песни. Мы настолько разные – на севере, где -70, в Санкт-Петербурге. Настолько разные народы, и соединить в одной песне – это большого стоит.
Виктория Маралёва, певица: На самом деле наша миссия – показать традиционную культуру народа, разных народностей, но через современную призму. Поэтому мы пишем музыку на новый лад и накладываем на нее именно аутентичный фольклор разных народностей, в данном случае это эвенская и русская традиция.
Гарпани Солинга, этнопевец: Самое главное – в современной аранжировке мы не забываем нашу суть, нашу исконность и сам код ДНК музыки.
Виктория Маралёва, певица: Цель у нас на самом деле такая, чтобы зрители, наши слушатели, обратились к первоисточнику. То есть в русской традиции экспедиции различные проводились, и, соответственно, много-много записей есть – носителей традиционной музыки. И мы хотим, чтобы люди послушали наше пение через современную призму фольклора и потом обратились к первоисточнику – носителям настоящей русской или эвенской культуры.
Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, без этой современной обработки неужели уже люди не хотят или не могут воспринимать этническую музыку?
Гарпани Солинга, этнопевец: Один из примеров. Я всю жизнь, все детство пел настоящую этнику горлохрипение оленя, то есть в аутентичном виде, с бубном, с варганом. И меня поддерживают мои бабушки: «Ох, какой молодец! Гарпани, вперед!» И я думаю, а где молодежь, которая должна сохранять культуру малочисленного эвенского народа? Где же молодежь? И я додумался сделать музыку современной аранжировки, и мне стали писать молодые 16-летние парни, девушки о том, что они хотят петь на родном языке и хотят изучать свой родной язык. И это самая ценная наша миссия. Как мне бабушка говорила: «Я в тебя верю, Гарпани, верю в твою миссию». И говорила: «Ты носишь музыку нашего народа, прославляешь». И она, знаешь, что говорила? Она говорила: «Человека создала природа. Человек, в свою очередь, создал музыку, вдохновляясь».
Николай Растворцев, ведущий: Но вы носите и несёте не только музыку, но вы носите очень интересный творческий псевдоним Гарпани Солинга. Насколько мы знаем, это «лучезарная заря». Очень красиво переводится на наш язык. Почему вы сами выбрали такое имя?
Гарпани Солинга, этнопевец: С детства говорят Гарпани, у меня имя по паспорту Гавриил. И с детства мне говорят: «Гавриил, ты такой лучезарный, ты такой сияющий, как-то вдохновляешь». Когда пришло время выбрать себе псевдоним, я думал лучезарный – гарпани на эвенском, а давайте будем Гарпани. И так получилось, что Гарпани и Солинга – это из общин, в которых я жил в школе. Мы в школе жили по общинам, и я жил в общине Солинга и Заря. И там воспитатель Шестакова Розалия Егоровна, которая проявила во мне музыкальную композиционность. И мы создали в честь нее, в честь моей школы Гарпани Солинга – лучезарная заря.