В гостях у программы «Утро в Петербурге» Ольга Константинова, психолог.

Ксения Бобрикова, ведущая: 22 ноября на календаре, и сегодня в России чествуют тонких знатоков человеческих душ – психологов. Всех причастных к этому празднику мы, конечно же, поздравляем. И хотелось бы особо отметить, что развитие психологии, как науки, не стоит на месте. С каждым годом появляется все больше методов и способов, чтобы помочь человеку в сложной жизненной ситуации.

Тимофей Зудин, ведущий: И вот один из популярных методов коррекции психологического состояния – это, оказывается, сказкотерапия. Как этот волшебный мир народной мудрости может помочь, к примеру, людям серебряного возраста пережить стресс, утрату, найти свое место в жизни, мы спросим как раз у знатока человеческих душ.

Ксения Бобрикова, ведущая: Ольга, мы привыкли, что сказка – это всегда мораль, приключения и обучение. Но то, что сказка лечит, для многих людей – это действительно настоящее открытие. Скажите, в чем лечебный эффект сказок, сюжеты которых мы, в принципе-то, знаем наизусть?

Ольга Константинова, психолог: Сказкотерапия достаточно такой новый, конечно, метод в психологии, но тем не менее невероятно эффективный. Почему? Потому что есть возможность олицетворять себя с героем, проживать с ним этот путь. В идеале, конечно, концовка позитивная. То есть пройти все трудности, и добро всегда побеждает зло, тем самым это очень хорошо влияет и на эмоциональную составляющую, помогает эмоции высвобождать. И в то же время концентрируется внимание, когда мы прослушиваем, и одновременно воображение, потому что мы соотносим себя с героем, и тем самым сразу несколько отделов мозга начинают функционировать, что и позволяет сохранять ясность ума, и помогает не угасать когнитивным функциям, если мы говорим об оживленности.

Тимофей Зудин, ведущий: Можно ли что-то сказать о человеке, узнав, какие сказки он любит?

Ольга Константинова, психолог: Да, как правило, всегда у нас с детства есть какая-то одна любимая сказка, которая очень много может сказать о нашем детстве, о каких-то глубинных, честно говоря, травмах, что можно взять за материал.

Ксения Бобрикова, ведущая: К примеру, если бабушка любит «Спящую красавицу», она хочет, чтобы её кто-то разбудил, кто-то её сподвигнул каким-то действием? Ждёт принца?

Ольга Константинова, психолог: Да, вариант. Здесь всё индивидуально. Мы разбираем эту сказку и смотрим в зависимости действительно от человека и от того, что у него было.

Тимофей Зудин, ведущий: При каких проблемах, трудностях сказкотерапия может помочь пожилым людям?

Ольга Константинова, психолог: Это вот прежде всего поддержание когнитивного функционала мозга, который угасает, и вот эта концентрация опять и развитие воображения позволяет его поддерживать в нужной форме. Это эмоциональное высвобождение эмоций, возможность их проживать, потому что зачастую в пожилом возрасте уже есть такое социальное одиночество, кажется, что уже и жизнь идёт как будто бы к закату. Проживание сказки поднимает наши детские воспоминания, которые заложены у нас на этих архетипических сюжетах, и помогает окунуться вот в это состояние.

Ксения Бобрикова, ведущая: А если у нашего пожилого родственника вообще нет любимых сказок, или, к примеру, он не любит этот литературный жанр. Получается, сказкотерапия не поможет?

Ольга Константинова, психолог: Сказкотерапия, на самом деле, широка. Есть очень любимый жанр – это притчи. Притчи, метафоры, и через такой инструмент точно так же образно прекрасно работает этот метод.

Тимофей Зудин, ведущий: Я вот, если честно, пока не понимаю, как это работает. Как к этому прийти?

Ольга Константинова, психолог: Если подключать к этому непосредственно наше поколение. Например, внуки и бабушки-дедушки, тем самым мы соединяем и социально, и вызываем этот интерес, и в целом, бабушке-дедушке становится понятно, почему внук, например, хочет почитать эту сказку с бабушкой и дедушкой. Здорово, если они, например, это сделают как-то в ролевых историях, проигрывая героев, а может быть, они перепишут там какой-то кусок, добавят каких-то возможностей герою.

Ксения Бобрикова, ведущая: А вот, кстати, о сотворчестве. Почему во время сказкотерапии многим пациентам предлагается написать свою сказку? Что произведение, которое напишет человек пожилого возраста, скажет психологу о его эмоциональном состоянии, о его ментальном состоянии?

Ольга Константинова, психолог: Потому что там как раз начнет появляться очень много и метафор, и образов, в зависимости от того, что сейчас происходит с человеком, и что его, на самом деле, именно сейчас беспокоит. Мы увидим, это идет какая-то депрессивная динамика, или это какие-то сейчас внутренние страхи, или это как раз какие-то подавленные эмоции, которые необходимо высвободить. И на уровне этих метафор, которые мы увидим, уже в личной сказке человека, мы понимаем, куда нам точечнее надо сейчас направлять человека, и с чем поработать.

Тимофей Зудин, ведущий: Сказкотерапией должен заниматься специалист? Или в кругу семьи это может делать каждый? И какая механика?

Ольга Константинова, психолог: В целом, общий позитивный эффект может создаваться и в кругу семьи, это не обязательно делать специалисту. Специалист больше работает, опять же, точно с каким-то запросом, когда есть в этом такая прям острая уже необходимость. В кругу семьи это может быть чтение совместных сказок, это могут быть, как и нам всем известные сказки, так и сочинение сказки общей семейной. Это может быть проигрывание этого сюжета в семье, это очень хорошо сочетается. Знаете, такая арт-терапевтическая история, когда можно еще делать какую-то зарисовку.

Ксения Бобрикова, ведущая: На выходных какие сказки нам порекомендуется почитать?

Ольга Константинова, психолог: Да, честно говоря, остаюсь привержена к нашим русским старым сказкам, и их все так же люблю, и с дочерью точно так же читаю наши сказки.