В гостях у программы «Утро в Петербурге» Зограб Габриелян, адвокат.

Ксения Бобрикова, ведущая: Сегодня хотим затронуть такую тему, как производственные травмы, которые, по данным Росстата, случаются не так уж и редко. А вот если сотрудник попал в ДТП по пути на работу или возвращаясь с неё, травму можно считать производственной?

Тимофей Зудин, ведущий: Мы сейчас это выясним. А также в каких случаях можно рассчитывать на компенсацию?

Ксения Бобрикова, ведущая: Сейчас на дорогах час-пик, многие едут на работу. Скажите, если произошел несчастный случай по дороге на работу, к примеру, ДТП, считается ли это производственной травмой?

Зограб Габриелян, адвокат: Естественно это является производственной травмой, потому что работник находится на пути следования к работе, то есть для выполнения своих трудовых обязанностей. Поэтому травма, полученная во время ДТП по пути на работу, считается производственной травмой.

Тимофей Зудин, ведущий: Всегда ли и любая ли травма, которая получена на производстве, на работе считается производственной или ее могут отнести к бытовым?

Зограб Габриелян, адвокат: Любые увечья, урон здоровья, вред здоровья, который работник получает во время рабочего времени от и до, это считается производственной травмой. Все несчастные случаи, какие-то инциденты, вследствие которых работник получает вред здоровью, это считается, конечно, производственной травмой, подлежит расследованию, регистрации.

Тимофей Зудин, ведущий: Только в офисе? Или если он куда-то вышел?

Зограб Габриелян, адвокат: Нет, не обязательно. Обязательным компонентом является выполнение определенных поручений работодателя, даже это может быть в нерабочее место, не на рабочем месте, оно обязательно должно быть связано с выполнением конкретных трудовых обязанностей или поручений работодателя.

Тимофей Зудин, ведущий: А его документально нужно будет подтверждать?

Зограб Габриелян, адвокат: Я думаю, что любому понятно, что, если ты покидаешь рабочее место, то это должно быть определенно регламентированно. Если это поручение работодателя, то это должно быть регламентировано в любом случае неким распоряжением работодателя.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если все-таки вина произошла по вине работника, к примеру, выпил на работе, и вот после этого произошел несчастный случай.

Зограб Габриелян, адвокат: Да, есть исключение, когда эта травма не будет считаться производственной. Это нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного и опьянения вследствие умышленных действий работника, когда он сам себе наносит определенные повреждения, или при совершении противоправных действий, преступлений. Кстати, также не считается производственной травмой вред здоровью, которое получает работник вследствие хронических заболеваний.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если у человека случился инфаркт, к примеру?

Зограб Габриелян, адвокат: Если это, конечно, имеет место быть. Медицинскими документами подтверждается и так далее, что это является вследствие хронического заболевания, а не несчастный случай именно то, что регламентировано 227 статьей Трудового кодекса. Соответственно, это не является производственной травмой.

Тимофей Зудин, ведущий: В обеденный перерыв? Обеденный перерыв включается в рабочее время, обязательно.

Зограб Габриелян, адвокат: Обеденный перерыв включается в рабочее время обязательно. И даже, знаете, в некоторых предприятиях имеются свои правила внутреннего трудового распорядка, когда перекуры предусматриваются в специально отведенных местах. Если это действительно предусматривается у работодателя специальным документом, который называется правило трудового распорядка, тогда это тоже можно отнести к производственным травмам.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если работодатель периодически просит сотрудника действительно по рабочим делам ездить на его личном транспорте, и вдруг сотрудник, отвозя какой-то документ или что-то передавая, попадает в ДТП. Это будет считаться производственной травмы? Или сотрудник всегда должен носить с собой какую-то бумагу, что это было все-таки распоряжение руководства?

Зограб Габриелян, адвокат: Факт наличия распоряжения, это не обязательно в кармане, чтобы у сотрудника было, это обязательно должно быть документировано на работе. То есть это распоряжение можно хранить на работе.

Тимофей Зудин, ведущий: А вот сейчас переписки в мессенджере достаточно? Это может считаться распоряжением? Многие же именно так общаются. Мы уже говорим о доказательственной базе, если мы говорим о скорой ситуации.

Зограб Габриелян, адвокат: Конечно. Сейчас можно доказать всеми незапрещенными законом средствами. Если поручение получил работник именно по мессенджеру, это можно считать доказательством.

Тимофей Зудин, ведущий: Лучше сообщение получать в мессенджере, а не по телефону, потому что потом на него нельзя будет сослаться.

Зограб Габриелян, адвокат: Да. Либо письменное распоряжение работодателя.

Тимофей Зудин, ведущий: В общем, везде проверяем реальность. Вот независимо от того, как произошла травма и где, каким образом она должна быть оформлена? Какие нужны справки, выписки, заключения, чтобы потом получить компенсацию?

Зограб Габриелян, адвокат: Любые несчастные случаи, производственные ситуации, когда работник получает вред здоровью, конечно, подлежат в обязательном порядке регистрации у работодателя. Потом создается комиссия, расследуется, привлекаются также специалисты, работники и трудовые инспекции, потому что это потом представляется в Фонд социального страхования для соответствующих компенсаций. Поэтому регламентирован порядок регистрации, расследования, учета и, конечно, в этой ситуации еще речь идет и о временной неработоспособности. Соответственно там есть еще и выплаты, откроется больничный лист естественно и так далее. То есть все это предусмотрено, и вплоть до взыскания морального вреда можно будет говорить.

Ксения Бобрикова, ведущая: Не секрет, что производственная травма – это всегда головная боль для работодателя. Поэтому нередко сотрудникам предлагается не оформлять, что производственная травма произошла, а мы тебе заплатим.

Зограб Габриелян, адвокат: Это большое нарушение.

Ксения Бобрикова, ведущая: Почему не стоит соглашаться? И что делать в такой ситуации?

Зограб Габриелян, адвокат: Потому что это, в первую очередь, говорит о том, что умышленно и намеренно работник идет на нарушение действующего законодательства. Это раз. Во-вторых, это не гарантирует получить соответствующие выплаты, и так далее. Поэтому, я думаю, что уважающий себя работодатель не пойдет на такое.

Ксения Бобрикова, ведущая: А если пошел, делайте выводы.

Зограб Габриелян, адвокат: Конечно, потому что и штрафы предусмотрены, и определенные наказания.