В гостях у программы «Утро в Петербурге» Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.
Михаил Спичка, ведущий: Когда-то гости Эрмитажа поднимались на третий этаж Зимнего дворца, чтобы посмотреть импрессионистов. Это была обязательная часть программы. С тех пор, как художники конца XIX-го, начала XX-го веков переселились в главный, их место заняли коллеги постарше. Теперь в «Запасной галерее» разместились работы европейских мастеров XVII-XVIII веков. В чем особенность этой экспозиции? По какому необычному принципу она устроена и как часто обновляется? Большинство экспонатов из фондов музея, то бишь из запасников. Означает ли это, что и название «Запасная галерея» нас к этому отсылает?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: У Эрмитажа грандиозные гигантские фонды живописи и, конечно, то, что у нас есть возможность показывать дополнительно в Запасной галерее вещи, это и демонстрация произведений из фондов, и дополнительные экспозиционные площади.
Михаил Спичка, ведущий: Таким образом Запасная галерея расширяет возможности постоянной экспозиции Эрмитажа?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, у нас есть вещи, которые мы хотели бы показать публике, но в состав постоянной экспозиции привычной они войти не могут в силу нехватки места. А там у нас есть возможность их показать, и это тоже шедевры живописи.
Михаил Спичка, ведущий: По какому необычному принципу строится экспозиция? В чем его отличие от привычного и традиционного принципа?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Там не всегда соблюдается хронологический принцип или строгий принцип деления по национальным школам. Это различные жанры. Есть залы, посвященные портрету разных эпох, есть залы, посвященные натюрморту и другим жанрам. Это такой свободный тематический принцип развески. Можно сказать, что это практически открытое хранение, в которое мы приглашаем наших зрителей, чтобы они могли по нему прогуляться.
Михаил Спичка, ведущий: XVII-XVIII век – это, насколько я понимаю, барокко, классицизм, неоклассицизм. Если совместить эти стили в одном зале, то не получится ли эклектика?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Да, но в этом есть интерес. Человек может прийти и посмотреть, как по-разному художники итальянские, фламандские, голландские, близкие по времени и не очень близкие, мыслили какой-то сюжет, жанр, мотив. Это возможность глубже понять, как развивалось европейское искусство.
Михаил Спичка, ведущий: Можно ли сказать, что таким образом сформированная экспозиция является своего рода тоже экспонатом, если не сказать больше произведением искусства?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Каждая экспозиция – это произведение своей эпохи, потому как музейные сотрудники разного времени по-разному мыслят, формируют, считают, что так вещи правильнее показывать. Мы можем вспомнить принцип шпалерной развески, который существовал в XIX веке, и как он меняется потом, и то, как видят по-иному разные поколения музейных сотрудников, то, что они демонстрируют в галерее.
Михаил Спичка, ведущий: Насколько изменился интерьер галереи?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Все-таки он скорее обновился, но не изменился кардинально. Это были ремонтные работы, и в 2020 году она открылась, и с тех пор менялась уже только в составе тех вещей, которые там есть.
Михаил Спичка, ведущий: Как часто обновляется экспозиция? Это более гибкая структура, чем постоянные экспозиции Эрмитажа?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Конечно, это возможность чаще менять, чем в постоянной экспозиции, где люди привыкли к вещам, с которыми они практически сроднились. Они говорят, что хотят видеть Снейдерса в зале Снейдерса, и вещи, которые знаем с детства, там, где им должно. А здесь есть возможность и определенной игры, и творческого процесса. Более того, музей – это живой организм, и какие-то вещи уходят в реставрацию, какие-то уходят на выставки, в другие музеи, в центры, спутники Эрмитажа: Эрмитаж-Урал, Эрмитаж-Выборг и так далее, и Запасная галерея дает возможность для этой ротации и смены различных вещей.
Михаил Спичка, ведущий: Можем ли мы как-то представить себе, что вот эти работы, эти шедевры, которые уже были в коллекции Эрмитажа, могли влиять на формирование русских художников 70-х годов XVIII века?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Безусловно, европейская живопись и та европейская живопись, которая находится в Эрмитаже, – это такая колыбель, из которой вырастает русская живописная школа и XVIII-го, и XIX-го столетий. Без мастеров фламандских, голландских, итальянских, без их понимания композиций это было бы просто невозможно.
Михаил Спичка, ведущий: Насколько для них непривычным был автопортрет или натюрморт в конце XVIII века?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: В русской живописи новые жанры входят не столь быстро. Конечно, первыми приходят те, которые заказываются аристократическим заказчиком. Это парадный портрет, это историческая живопись, это те жанры, которые поддерживаются в том числе и Академией художеств. А такие жанры, которые развивались в Европе благодаря городскому населению, – это жанры натюрморт, пейзаж, камерный портрет – они входят в русскую школу постепенно. И мы видим, как это происходит уже на сломе столетий и скорее в начале XIX-го века.
Михаил Спичка, ведущий: Можем ли мы себе представить Запасную галерею не как часть огромной экспозиции Эрмитажа, а как небольшой, но самостоятельный музей в одном из городов России или в одном из европейских городов?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Это самодостаточная экспозиция, которая показывает и разные школы, и разных художников, в которой есть и тематический принцип. Поэтому она может существовать также и отдельно.
Михаил Спичка, ведущий: Каковы пути развития у Запасной галереи? Есть ли, может быть, какие-то запасные планы?
Владислав Статкевич, научный сотрудник Отдела Западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: Совсем недавно, буквально год или полтора назад у нас открылись залы графики в Запасной галерее, и теперь там проходят сменные выставки, дважды в год мы показываем графические фонды. Но их же нельзя долго экспонировать. Да, это сменные экспозиции. Более того, есть в планах открыть новые залы. Эрмитаж – это живой организм, он продолжает развиваться и старается быть лучше и лучше.