ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
На 4,5 тысячах квадратных метрах развернулся целый научный город. По его
виртуальным лесам плывут аэросани, а по улицам ездят ретро-автомобили, под
самой крышей здесь летают самолёты. На выставке Политехнического музея
«Создавая настоящее» представлено более трёхсот экспонатов. А мы отобрали для
вас самые интересные.

АЭРОСАНИ КА-30
ГОД ВЫПУСКА: 1962
КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО НИКОЛАЯ КАМОВА
ГРУЗОПОДЪЁМНОСТЬ: ТОННА ГРУЗА ИЛИ 11 ЧЕЛОВЕК
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ: 260 ЛОШАДИНЫХ СИЛ

Первый раздел выставки – движение. Его венец – Аэросани Ка-30. Первые
прототипы были построены еще в 1903 году. За следующие полвека были
разработаны десятки моделей.
Те, что на выставке, относятся к почтовым сериям середины 60-х. На них доставляли
грузы в труднодоступные регионы, перевозили людей. Многие и по сей день – в
рабочем состоянии.
Аэросани стали новой эволюционной ветвью развития транспорта, соединив
автомобили, самолеты, а иногда даже катера, в одной модели.

ЯРОСЛАВ МОНАХОВ, методист Центрального выставочного зала «Манеж»:
Конечно, было интересно показать именно истоки. То есть здесь зачастую во всех
блоках можно найти некую хронологию: вот первые образцы, вот то, что появилось
потом. Вот, скажем, корабль Циолковского, вот корабль уже более поздний. Вот
скафандр более ранний, вот тот который… из него уже… благодаря ему стал
возникать другой. Собственно именно хронология, наверное, была главным
моментом, которым руководствовались кураторы когда отбирали экспонаты из
действительно огромного количества, которое есть в Политехническом музее.

АВТОМОБИЛЬ «РУССО-БАЛТ» К12/20
ГОД ВЫПУСКА: 1909
РУССКО-БАЛТИЙСКИЙ ВАГОННЫЙ ЗАВОД
ОБЪЁМ ДВИГАТЕЛЯ: 2,2 ЛИТРА
МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ: 20 ЛОШАДИНЫХ СИЛ

ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
Дореволюционный серийный «Руссо-Балт» К 12/20. На выставке представлен —
единственный в мире экземпляр легкового автомобиля, сделанного в Российской
империи.

Но царская семья предпочитала более инновационные варианты. Например,
электромобиль «Коламбиа».

ЯРОСЛАВ МОНАХОВ, методист Центрального выставочного зала «Манеж»:
На самом деле, эта вещь, этот экспонат на первый взгляд, может даже не очень
похож на автомобиль, это электромобиль более того. Это был подарок это был подарок императрице Марии Федоровне, матери Николая II. Её детям он очень
понравился, особенно Михаилу, брату будущего императора, который разъезжал на
нём по паркам. Да, сейчас мы можем говорить что это прапрадедушка тех машин на
электричестве которые производятся в наши дни.

МАКЕТ БИОЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ГОД ВЫПУСКА: 1957
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОТЕЗИРОВАНИЯ
И ПРОТЕЗОСТРОЕНИЯ
10 СПОСОБОВ ЗАХВАТА ПРЕДМЕТОВ
ПРОТОТИП СОВРЕМЕННЫХ ЭКЗОПРОТЕЗОВ

Почти каждый экспонат – своего рода пророчество. Взгляд в далекое будущее
инженеров-мечтателей. Например, механическая рука, управляемая электродами.
Они улавливали электрический сигнал с поверхности кожи, включали электромотор,
который заставлял кисть сомкнуть пальцы. По такому же принципу спустя 60 лет
конструируют современные бионические протезы.

ЕКАТЕРИНА СЮЗЁВА, корреспондент:
Кажется, что в прошлом веке роботы существовали только на страницах повестей
Кира Булычёва.

Но сотрудники Политехнического музея с вами не согласятся. С 1962 года на службу
в музей поступил робот-экскурсовод Сепулька.

АННА ЯЛОВА, директор Центрального выставочного зала «Манеж»:
По своему образованию я не математик и не техник, я гуманитарий. Поэтому все, что
здесь происходит – это все, как зрителю, мне безумно интересно. Здесь и самолеты,
и первый робот, который встречал посетителей музеев в 70-х годах. Представить
себе, какое действие оказывал встречающий, практически живой, экспонат и
проводил экскурсию тогда, 50 лет назад совершенно невозможно.

Первые скафандры для выхода в открытый космос и высадки на Луну, буровые
установки и сотни других экспонатов. Наука и техника, какими мы знаем их сейчас,
начинались именно с этих изобретений.