В гостях у программы «Утро в Петербурге» Павел Глазков, кандидат биологических наук.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Медитации на берегу океана или высоко в горах – довольно популярные духовные практики, к которым прибегает немало людей, уставших от суеты и быстрого темпа жизни в мегаполисах. Впрочем, по географическим, да и финансовым соображениям такие ретриты доступны далеко не всем. Однако сливаться с природой можно и в других, более близких местах, например, на болотах.
Тимофей Зудин, ведущий: Да, новый тренд экотуризма привлекает все больше последователей, которые не всегда могут адекватно оценить риски такого времяпрепровождения.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Богата болотами земля русская, но на протяжении долгих лет там можно было встретить разве что собирателей ягод, грибов, но никак не молодежные группы, которые стали активно сливаться с природой именно в заболоченной местности. Почему так происходит?
Павел Глазков, кандидат биологических наук: Я задумывался об этом, я думаю, что это как раз на грани человеческого страха и любопытства. Потому что, конечно же, мы при слове «болото» сразу в такой ступор впадаем, нам страшно. Это топь, это смерть, и туда ходить нельзя. И в то же время любопытно посмотреть, хотя бы подсмотреть за болотом. И сейчас действительно прямо отдельное направление – туризм на болоте. И я хочу сказать, что пользуются огромным спросом именно у молодежи, для меня, как для биолога, это в радость. Почему? Потому что, конечно, и болото тоже люблю, но они мне интересны не только своими пейзажами уникальными, но и тем, что это уникальнейшая экосистема, это одна из самых высокопродуктивных экосистем на планете Земля, потому что они в 10 раз больше продуцируют кислорода, чем лес. Это основа всей воды, основная часть ручьев, рек берет свое начало из болот.
Тимофей Зудин, ведущий: Мы помним песню «Меня засосала опасная трясина». Какие есть главные правила поведения на любой заболоченной местности?
Павел Глазков, кандидат биологических наук: Прежде всего, не заходите на болото, если у вас нет опыта вообще нахождения на этой необычной части суши. Прежде всего, надо с собой иметь палку, примерно длиной 2 метра. Если хотите познакомиться с болотом, чуть отойду в сторону, у нас на Сестрорецком болоте организована экотропа, специальные безопасные настилы. Если вдруг провалились в болото, что делать? Нельзя ни в коем случае суетиться, восстанавливаем дыхание. Далее главный принцип: если вы провалились, нельзя активно двигаться. Почему? Потому что трясина – это такая вязкообразная жидкость, и, как только вы отклоняетесь в сторону, вы проваливаетесь глубже, под силой притяжения вас засасывает болото. Это очень опасно. Если вдруг просто вы зависли, вы тоже будете под действием силы притяжения уходить постепенно в болото. Поэтому, если вы провалились в болото, либо сразу на живот ложимся, либо на спину, то есть максимально создаём площадь соприкосновения, и потихоньку начинаем себя вытягивать, либо за куст хватаемся. Как я уже сказал, на болото идём только с палкой. Перед собой палку кинули, вес на руки, и потихонечку начинаем себя вытягивать. Это очень важный момент. И самое главное – не суетиться, потому что, если начнёте суетиться, болото затягивает очень-очень быстро. И, конечно же, если вы хотите сходить познакомиться с болотом, лучше с инструктором. Это очень-очень опасно, если у вас нет опыта. Вот сейчас много есть экскурсий, почитайте отзывы, я не буду рекламировать тех людей, которые профессионально это делают, но есть отдельные группы. Поэтому лучше только с инструктором.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Насколько для таких вот редких и полезных, как вы сказали, экосистем, как болото, действует внимание со стороны людей, со стороны туристов?
Павел Глазков, кандидат биологических наук: Это вот как создание экотроп. То есть людям интересно побывать на экотропе, но тут нужно создавать так экотропу, чтобы не навредить самой природе. Поэтому, если вы отправляетесь на болото с инструктором, инструктор должен знать, по каким местам можно водить и для безопасности, и чтобы не навредить самому болоту. Вот я, пользуюсь случаем, хочу обратиться к любителям квадроциклов, вы должны понимать, что следы после квадроцикла зарастают до сотни лет, поэтому вот лучше на этой технике не лезть в само болото.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: А то болото заберет вашу технику.
Павел Глазков, кандидат биологических наук: И, если хотите полюбоваться болотом, лучше это делать, конечно же, со стороны, не надо в саму трясину лезть, если вы не болотовед. Потому что у нас есть даже отдельное направление в науке – болотоведение, есть болотоведы, которые изучают болото с научной точки зрения.
Тимофей Зудин, ведущий: Понятно, что есть и Сестрорецкое болото, там можно прогуляться по тропе, но хочется-то посмотреть на дикое. Какие болота доступны для этого в Ленинградской области? А куда вообще лучше не соваться?
Павел Глазков, кандидат биологических наук: Так сложно сказать, вот сюда можно ходить, сюда нельзя. Я, конечно, вот рекомендую посетить верховые болота, они самые безопасные, это Клюквенные болота. Вот на низинные или трясинные болота, конечно, я бы туда вообще не рекомендовал соваться.
Мария Новикова-Охонская, ведущая: Ни зимой, ни летом.
Павел Глазков, кандидат биологических наук: Да, да. Кстати, зимой болота ещё более коварные, потому что ты идёшь, не видишь, что там есть открытое пространство, ты можешь провалиться, вода холодная, может даже судорогой свести тебя, и всё, тебе одному не выбраться. Поэтому как раз зимой, тем более на болота трясинные лучше не соваться. Со стороны посмотрели, полюбовались, пофотографировали, либо в составе специальной экскурсии.