В гостях у программы «Утро в Петербурге» Надежда Александрова, маркетолог-стратег.

Тимофей Зудин, ведущий: 25 октября на календаре, и это День маркетолога. Удивительно, приурочен он к созданию управления по маркетингу и рекламе в Министерстве внешней торговли еще в 1975 году.

Ксения Бобрикова, ведущая: Как же не поддаваться этим уловкам и не покупать то, что вам совершенно не нужно? Обсудим с нашим гостем.

Тимофей Зудин, ведущий: Маркетинг — это ремесло и наука, которая постоянно движется вперед. Вот какой сейчас тренд в маркетинге? Какие рекламные компании эффективны и интересны?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Сейчас очень эффективные компании, которые сочетают в себе стандартные классические методы маркетинга. Когда мы приходим в магазин, у нас есть огромное количество акций, которые удерживают покупателя в той или иной сети. И одновременно есть большой тренд на геймификацию, когда мы вовлекаем как можно больше людей для того, чтобы они участвовали в каких-то конкурсах, что-то собирали, коллекционировали. Тут вовлечены и взрослые, и дети, которые собирают какие-то штучки, игрушки, меняются в садиках, в школах. Тем самым они стимулируют родителей совершать больше покупок. Плюс есть огромное количество квестов сейчас в соцсетях, в приложениях мобильных, когда магазины вовлекают покупателей, чтобы они все больше покупали.

Ксения Бобрикова, ведущая: Скажите, а сегодня работают 2 плюс 1, получишь 4-й бесплатно, или «скидки на этой неделе только у нас»?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Вы знаете, стала работать более короткая история.

Тимофей Зудин, ведущий: А куда уж короче?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Бывает история, когда вы приходите, и скидка, например, только сегодня и только на кассе. Например, только один товар в чеке вы можете приобрести по акции. Хорошо работают сейчас купоны или разноцветные ценники. Они привлекают внимание. Вы наверняка видели в магазинах, что есть ценники красные, жёлтые, такие яркие цвета, которые выделяются на поле.

Ксения Бобрикова, ведущая: Я уже несколько раз видела на кассе, как люди говорят, подождите, у меня купон. Эта культура все-таки у нас есть?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Я имею в виду то, что, когда вы совершаете покупку, вам на кассе дают купончик. Чаще всего там еще нужно стереть, знаете, как в лотерейном билете, защитный слой, там есть скидка на следующую покупку, всегда есть ограничения по времени, или это на определенную категорию товара, чтобы вы пришли в определенный день. И дальше, например, скидка 50% только на белые ценники, на красные, на желтые не распространяется. И конечно, человек, который приходит в магазин, он, естественно, не придет за одним товаром, он купит несколько позиций. Это все, конечно же, заточено на то, чтобы люди покупали больше, и средний чек рос.

Тимофей Зудин, ведущий: Давайте поговорим о таких необычных маркетинговых ходах. Вот покупатели стали обращать внимание на то, что в некоторых супермаркетах товаров под вечер стало становиться меньше, и полки пустеют. Может ли это быть каким-то тоже маркетинговым ходом?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Да, именно на это и рассчитано, потому что действительно сейчас очень большая конкуренция, цены выросли и люди стали чуть меньше покупать. И иногда мы встречаем действительно пустые полки в магазинах, ну не совсем прям пустые, да, как во время дефицита, но меньше товара, чем мы ожидали бы, что-то уже кончилось. Это стимулирует нас быстрее, чаще заходить, покупать впрок, опять же, и пользоваться акциями, чтобы мы покупали все больше и больше.

Ксения Бобрикова, ведущая: Иногда приходишь в магазин и немного удивляешься цене товара. На вчерашний творог, ряженка или кефир, у которых еще большой срок годности, скидка 20-25 процентов, а иногда и до 40 доходит. Почему так происходит?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Мы такое встречаем в том числе, отвечала уже на этот вопрос, потому что есть снижение некого спроса у аудитории, у покупателей, потому что выше цены, и магазин таким образом стимулирует.

Ксения Бобрикова, ведущая: Почему мы творог, ряженку и кефир привели как пример? Это те продукты, которые, в принципе, люди всегда покупают и покупали, и будут покупать, но при этом сети на это идут.

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Да, продавцы идут, потому что важно продать больше. Если вы обратите внимание, есть товар, который только вводится, например, в ассортимент, он не очень знаком потребителю, и для того чтобы познакомить, и люди стали выбирать какую-то новую марку, сети идут на это.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть они даже в ущерб себе продают? Это сколько наценка, если 40% может скидка достигать?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Большая наценка. Ему понравилось качество, затем он покупает дальше и дальше.

Тимофей Зудин, ведущий: А в социальных сетях совсем уж фантастические сценарии обсуждают. То есть, например, обсуждается возможная тема, что в торговых сетях вообще не будет акций и скидок скоро. Представляете себе вот такую жизнь? Возможно ли такое в реальности?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Я не верю, мне кажется, что это невозможно, потому что сама система маркетинга в магазинах заточена на то, чтобы постоянно у человека был выбор и балансировали цены.

Тимофей Зудин, ведущий: На какие места давит хороший маркетолог, помимо снижения цены?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Конечно, это слишком простая история. Мы говорим про ограничение времени, когда акция очень короткая, или когда мы даем какую-то дополнительную плюшку, дополнительный товар. Вот вы покупаете 3 позиции, вам еще дают это или еще что-то, для того чтобы человеку было выгодно. Потому что мы часто приходим в магазин со списком, что помогает нам экономить, и мы не хотим покупать еще три новых позиции. Но маркетинг построен таким образом, чтобы мы купили еще и еще.

Ксения Бобрикова, ведущая: У многих людей уже действительно есть такая зависимость от маркетплейсов. Что-то надо купить, ты не можешь не купить. Подскажите, как себя от нее избавить?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: Вы знаете, я бы посоветовала жестко планировать свои расходы, потому что очень многие потребители постоянно скроллят ленту в маркетплейсах и добавляют товары в корзину, в избранное, ждут, когда будет сниженная цена. Но при этом есть определенные поводы, когда мы, допустим, большое количество покупок совершаем. Скоро придут праздники, мы начинаем готовиться к ним заранее, и отслеживаем, когда выбранные позиции будут дешевле. Я рекомендую просто планировать траты и на маркетплейсах в том числе.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть на Новый Год я трачу там 25 тысяч?

Надежда Александрова, маркетолог-стратег: И я заранее мониторю, что я хочу купить, составляю список подарков, закидываю в корзину. Я рекомендую сравнивать, на разных маркетплейсах бывают разницы в цене. Есть возможность посмотреть, где товар дешевле, где дороже, для того чтобы было выгодно. И конечно, не совершать импульсивных покупок. Задать себе вопрос, а это точно мне нужно, или мне нужно какое-то время подумать.