В гостях у программы «Утро в Петербурге» Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО.

Тимофей Зудин, ведущий: Сегодня мы будем говорить об одном кожном заболевании, которое практически не поддается лечению. Эта патология является хронической, и при ней на различных участках тела формируются очаги воспаления с сыпью и покраснением.

Ксения Бобрикова, ведущая: Согласно статистике, в России 15% детей имеют типичные симптомы атопического дерматита. Почему осенью болезнь может обостряться? Как купировать ее проявление? Почему гормональные мази нельзя использовать длительное время? Спросим у нашего гостя.

Тимофей Зудин, ведущий: 15% российских детей страдают от атопического дерматита. Почему так распространено это заболевание?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: На самом деле, цифры говорят до 20% и не только в Российской Федерации, но во всём мире. А страдают по одной простой причине. Конечно, это прежде всего генетическое заболевание, и оно детерминировано. И страдают ещё потому, что, безусловно, это многофакторная история, которая связана и с питанием, и с образом жизни, и самое главное, с солнцем. И вот есть недавно проведённая статистика, говорящая, что 5 стран бывшего СССР имеют самую низкую заболеваемость. А солнце – это, по сути, фармакологический регуляр апоптоза, но только при грамотном применении в утренние и вечерние часы. Апоптоз – это программированная гибель клеток. Вот листья вначале зелёненькие, потом жёлтенькие, потом они упали.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть оно лечит?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Да, солнце, конечно, лечит, но, правда, может и навредить, если мы говорим про меланомы, но это всё-таки отдельная история.

Ксения Бобрикова, ведущая: Можно перепутать атопический дерматит с каким-то другим кожным заболеванием? По каким вообще признакам ставится всё-таки диагноз атопический дерматит?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Существуют основные критерии, их четыре. Вот перед нами акварель сейчас старинная, мы видим, что здесь не только атопический дерматит, здесь разнообразные инфекционные экзантемы. И понятно, что они тоже сопровождаются чувством зуда. Поэтому первый критерий – это чувство зуда.

Тимофей Зудин, ведущий: В каком случае на картинке дерматит изображен?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Здесь можно предположить, что, скорее всего, правая верхняя. Но в этой истории очень важно, кроме зуда, иметь еще три других критерия. Это атопия в анамнезе у родителей.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть, если ее нет, то минимальный шанс, чтобы возник дерматит?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Конечно. Второй еще критерий – это, конечно, типичные места поражения. И самый важный еще критерий – хроническое рецидивирующее течение.

Тимофей Зудин, ведущий: А где локализуется дерматит?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Чаще всего это локтевые сгибы, шея, любые складки. Называют даже иногда в немецкой школе экземосгибателями.

Тимофей Зудин, ведущий: А мокнутие?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: В разные возрастные периоды есть разные клинические проявления. Есть младенческая стадия атопического дерматита, которая сопровождается экзематизацией. Есть стадия детская, есть стадия подростковая, взрослого.

Ксения Бобрикова, ведущая: Она уже более сухая такая?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Правильно. И ключевой момент, почему кожа чешется. Это сухая кожа. И поэтому не всегда антигистаминные препараты помогают. И когда вы сегодня сказали, что заболевание неизлечимо, тут можно другое еще сказать. Оно может войти самостоятельно в спонтанную ремиссию. 52% уходят самостоятельно в эту длительную ремиссию.

Тимофей Зудин, ведущий: А вот во взрослом возрасте оно остается с человеком?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Конечно, остается навсегда. Ведь понимаете, когда генетически сухая кожа, она не станет затем влажной. Это как история с сахарным диабетом. Нет инсулина – его колют, нет влажности кожи, нет липидного слоя на коже – его все время компенсирует препарат. Эмоленты, увлажнители кожи – так называется группа таких препаратов.

Тимофей Зудин, ведущий: Почему осенью случаются часто рецидивы?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Очень просто. Во-первых, солнце уходит. Во-вторых, не забывайте, ветер, холодная температура, а лицо открыто, шея открыта, кисти открыты. И это провоцирующий, безусловно, фактор. И еще что важно, включают батареи. Когда включают батареи, мы видим, что кожа высыхает, ты входишь в помещение, здесь сухой воздух, кондиционер, батарея, ковролин. И что делает кожа? Она отдаёт свою воду в это помещение, чтобы скомпенсировать нехватку влаги. То есть вы работаете дорогим, хорошим увлажнителем в этой истории. Поэтому, когда кожа смазана каким-то эмолентом, идёт защита от потери воды собственной. Поэтому, безусловно, мы называем таких детей дети-сухарики. И когда мы видим таких детей с чувством зуда, то мы не только исключаем атопический дерматит, не только то, что я показывал какие-то проявления вирусных экзантем, но и чесотку. Чесотка никуда не делась. Поэтому я очень вас прошу, если есть чувство зуда, приходите, пожалуйста, в педиатрический университет, где я имею честь служить всю свою жизнь, и мы обязательно поможем справиться с диагнозом и подберем, значит, тактику лечения.

Ксения Бобрикова, ведущая: Если случился рецидив атопического дерматита, какие подручные средства помогут снять вот этот зуд?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Вот сейчас, если мы поставим, например, акварель, которая опять же из моей личной коллекции у ребёнка, то на этой акварели хорошо видно, что идёт мокнутие. Видите, белый кончик носа – очень важный симптом атопического дерматита в этом возрасте. И вот когда мы видим мокнутие, у дерматологов есть правило ключевое: на влажное – влажное. Поэтому примочку. Кора дуба, не называю никаких брендов, танин – это вот чай, например, только свежезаваренный чай.

Тимофей Зудин, ведущий: То есть прям чайные примочки можно делать?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Конечно, только свежего чая, еще раз повторяю.

Ксения Бобрикова, ведущая: А от отека что поможет?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Вот это все тоже снимет отек, есть синтетический современный неотанин. А вот когда погасили мокнутие, переходим на форму эмульсий, пенки, крема, потому что там меньше воды, чем в примочке.

Тимофей Зудин, ведущий: Эти препараты иногда содержат гормоны? Как вы относитесь к гормональным препаратам?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Безусловно, гормоны помогают. Они средство только скорой помощи. То есть короткий промежуток времени.

Тимофей Зудин, ведущий: Короткий это сколько ими можно пользоваться?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: В зависимости от проявления на коже и места поражения. Дело в том, что, если лицо, я вообще не советую гормоны. Если, например, завтра свадьба, важное событие, понятно, что можно погасить на 1-3 дня.

Тимофей Зудин, ведущий: Но организм привыкает к гормонам и потом требует их?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Это как алкоголь. Потом мы отменяем алкоголь, ломка у пациента, нужно его дополнительно десенсибилизировать. Также здесь отменили гормон, рикошет обострения. Поэтому на лицо лучше не применять. Если применять, то 3-4 дня. Существует 4 класса гормонов по одной классификации, по другой – 7, и слабого класса. Если мы говорим про другие участки кожи, то можно и 10 дней, 2 недели.

Тимофей Зудин, ведущий: Мы хотим обратить внимание наших зрителей на книгу, которую вы написали, она так и называется «Атопический дерматит», наверное, там можно найти все подробности по поводу лечения этой болезни. Если у ребенка стоит диагноз атопический дерматит, что нужно делать, чтобы болезнь была в ремиссии? Какие теперь правила нужно выполнять, какой вести образ жизни?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Самое первое – это очищение кожи. Никакого мыла, мыле нужно забыть раз и навсегда. Мыло – это щёлочь, оно пересушивает кожу. Сейчас есть специальные средства очищающие, где PH 5-5,5 – то, что физиологично для нашей кожи. То есть мыло забыли, очищаем кожу, потому что продукты метаболизма никуда не денутся – наши и грибков. Второй этап – увлажнение. Препарат увлажняющий, так называемые эмоленты, которые компенсируют нехватку того самого генетического филагрина.

Тимофей Зудин, ведущий: Это именно препарат или просто кремов достаточно?

Денис Заславский, заслуженный врач России, доктор медицинских наук, профессор кафедры дерматовенерологии Санкт-Петербургского педиатрического университета, главный специалист по дерматовенерологии и косметологии Министерства здравоохранения РФ в СЗФО: Это крем. Но просто крем крему рознь. Существуют так называемые эмоленты плюс, которые уже нормализуют и влажность кожи, уменьшают потерю воды, нормализуют сальность и самое важное микробиом и микрогеном поверхности кожи.