Открыть тяжёлую дверь, пройти через турникет, спуститься по эскалатору и, наконец, войти в нужный вагон поезда. Ритуал простой! А если в полной темноте? Путь в метрополитене на ощупь приходится прокладывать пассажирам с нарушениями зрения. У Юлии Лашмановой инвалидность с рождения, для поездок в подземке девушка вывела специальную схему поведения.

ЮЛИЯ ЛАШМАНОВА, инклюзивный блогер:

Мне трудно ориентироваться по ходу, в спонтанных условиях. Поэтому я запоминаю. Например, я езжу с «Проспекта ветеранов» часто на «Звенигородскую», и я знаю, где остановится поезд, чтобы сразу на переход на Звенигородскую. То есть я уже выучила, я знаю, что это такая-то дверь такого вагона.

Чтобы облегчить передвижение незрячих и слабовидящих пассажиров, в подземке внедрили систему сопровождения. Для тех, кто хочет получить помощь, существует несколько опций. Можно заполнить заявку на сайте метрополитена, позвонить по телефону или подойти к сотруднику на станции лично.

РОМАН МАРКОВ, дежурный по обслуживанию пассажиров дистанции обеспечения мобильности пассажиров:

К нам часто обращаются за помощью. Например, за 3 квартал 2024 года была оказана помощь по заявкам 7 000 пассажирам с нарушением зрения. Некоторые пассажиры просят помощь только на эскалаторе или траволаторе. А есть пассажиры, которым нужна помощь на вход или выход.

Как правило, людям с проблемами зрения нужна поддержка, вплоть до поиска нужного вагона. Как только поезд отправляется, информацию о пассажире передают новому сопровождающему.

ЕКАТЕРИНА СКРЕБЦОВА, корреспондент:

На станции прибытия пассажира с нарушением зрения встречает сотрудник. Такая помощь очень кстати. Поездка в метро с закрытыми глазами — это не только опаснее, но и, честно говоря, страшнее. Слух обостряется, а передвигаться приходится буквально на ощупь.

Юлия Лашманова обращается к сопровождающим только на незнакомых для неё станциях. Девушка передвигается при помощи инфраструктуры для слабовидящих и незрячих пассажиров.

РОМАН МАРКОВ, дежурный по обслуживанию пассажиров дистанции обеспечения мобильности пассажиров:

На станциях метрополитена присутствует система «Говорящий город», а также тактильные разметки. Они помогают незрячим пассажирам ориентироваться в вестибюлях станций и на платформах. Также присутствуют автоматические двери, благодаря которым пассажир может беспрепятственно выйти со станций метрополитена без помощи рук.

Сотрудники сопровождения проходят обязательное обучение. Правила, которые со стороны могут казаться незначительными, на самом деле серьёзно снижают уровень стресса у пассажиров с белой тростью. Например, сотрудник метро устанавливает физический контакт ладонью прежде, чем завести диалог. О нормах взаимодействия с незрячим человеком важно помнить и пассажирам.

ЮЛИЯ ЛАШМАНОВА, инклюзивный блогер:

Никогда не трогайте человека за трость. Не хватайте, не пытайтесь её вырвать, не забирайте. Это всё-таки то, с помощью чего мы воспринимаем этот мир. Иногда люди пытаются её схватить, забрать, сказать «я подержу».

Юлия уверяет, если человек с проблемами зрения отказывается от помощи, не нужно настаивать. Значит, незрячий пассажир может самостоятельно ориентироваться по тактильной разметке под ногами. А всем остальным нуждающимся в сопровождении на помощь обязательно придут сотрудники метрополитена.