В гостях у программы «Утро в Петербурге» Любовь Джикия, художественный руководитель фестиваля, заведующая кафедрой дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна и Мохинур Комолова, студентка СПбГУПТД, участница фестиваля.

Марианна Дьякова, ведущая: 30 лет – это очень солидный возраст, если речь идет о фестивале. В этом году «Адмиралтейской игле» – международному фестивалю моды, искусства и дизайна – исполняется как раз 30 лет.

Николай Растворцев, ведущий: О самых заметных показах и участниках прошлых лет, а также о программе этого года мы поговорим далее. Это только часть вашей коллекции или это законченная триада?

Мохинур Комолова, студентка СПбГУПТД, участница фестиваля: Это законченная коллекция, в нашей номинации представлены три образа. У меня образ солнца, воздуха и, конечно же, земли.

Николай Растворцев, ведущий: С кого начнем?

Мохинур Комолова, студентка СПбГУПТД, участница фестиваля: Возьмем, допустим, образ воздуха. Я вдохновилась, получается, культурой нескольких народов. Я использовала в крое, в шляпе культуру Кореи, использовала свои национальные узбекские ткани, икат. Они, кстати, нематериальное наследие ЮНЕСКО с 2019 года. Также, если брать образ солнца, я вдохновилась уже Египтом. Там, где постоянно солнце, богом солнца Амон-Ра, использовала египетские мотивы, ткани тоже привезла из Узбекистана.

Николай Растворцев, ведущий: Как вы считаете, этот образ добавит Петербургу солнца? Нас сравнивают с очень несолнечным городом, что у нас один день в году светит солнце.

Мохинур Комолова, студентка СПбГУПТД, участница фестиваля: Раз уже «Адмиралтейской игле» 30 лет, думаю, что точно да. Вот образ земли. На самом деле, я вдохновилась русской культурой. Вы можете обратить внимание, что цвет Эрмитажа нашего, как кокошник русский. Но я дополнила образ корсетом из своей национальной узбекской ткани.

Марианна Дьякова, ведущая: Да, очень красивые модели. Надеемся, что с такой коллекцией можно победить в номинации, потому что действительно очень ярко и вносит красок в нашу жизнь. Мы знаем, что сегодня будет ретроспективный показ финалистов, которые побеждали и выходили в финал за 30 лет. Расскажите, пожалуйста, как этот показ финалистов будет проходить? Есть ли у него какая-то тематика?

Любовь Джикия, художественный руководитель фестиваля, заведующая кафедрой дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна: Внесу поправку. Это не финалисты, это призеры-победители прошлых лет, начиная с 95-го года. Финалисты — это тысячи людей. А здесь мы собрали из разных регионов, из разных стран, из разных, так скажем, десятилетий. И я назову таких интересных ребят. У нас должен был быть Евгений Хохлов, но мы будем о нем говорить на экране. Это победитель, первый победитель 95-го года. Но, к сожалению, видите, погода нестабильная, он заболел. Но к нам доехали братья Анацкие, это победители из Донецка. Они восстановили свою ретроколлекцию 14-го года, потому что она у них улетела сразу, ее распродали. К нам приехала Наталья Духневич, это победитель 2020 года, это заслуженный деятель Севастополя. К нам приехала София Татульян, это одна из призеров 2010 года. И, понимаете, вот эта нить поколений, очень интересно проследить от начала, и что у нас происходит сейчас. А заканчивать мы будем тоже очень интересной коллекцией Ксении Новиковой, которая как посвящение Ксении Петербургской. Она побеждала в 21-м году. И сейчас создала совместно с «Шуйскими ситцами» такую дань памяти и русскому коду, и Ксении Петербургской, и русскому форменному стилю военному – шинели. И все это соединила в одно, и получилось очень стильное, современное, носимое, что немало важно. Хорошо продаваемая коллекция.

Николай Растворцев, ведущий: В любом случае, «Адмиралтейская игла» – это такая в хорошем смысле фишка северной столицы. Если построить всех победителей 30-ти лет, можно ли сразу сказать, где 90-е, где 2000-е, где 10-е, где 20-е?

Любовь Джикия, художественный руководитель фестиваля, заведующая кафедрой дизайна костюма Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна: Вы знаете, интересный вопрос. У нас будет ролик 95 года. Во-первых, Анатолий Собчак нас как бы благословил, и у нас сохранилось письмо, которое он подписал, приветствуя первый конкурс 30 лет назад. А с другой стороны, понимаете, я посмотрела ролик, какие-то вещи-то актуальные с 95-го года. Понимаете, мода же циклична. Во-первых, показ называется «Планета моды», а с другой стороны, тренд на ностальгию, потому что, если мы не будем знать своих корней, своей мультикультурности, национального кода, то не сможем жить дальше. И поэтому к нам едут, плывут, добираются на автобусах международные члены жюри и участники из 13 стран мира. То есть всеми видами транспорта спешат к нам, иногда даже отменяются самолеты, как в Казахстане и Пакистане, но всё равно они добираются. То есть у нас Сербия, Монголия, Пакистан, Узбекистан, Кыргызстан.

Марианна Дьякова, ведущая: Это говорит о статусе конкурса, о том, что действительно, участие в нем для молодого дизайнера является определенной путевкой в жизнь. Как вы для себя определяете это участие? Какие перспективы, возможности вы видите перед собой благодаря этому конкурсу?

Мохинур Комолова, студентка СПбГУПТД, участница фестиваля: «Адмиралтейская игла» даёт возможность некоему старту в своей карьере, потому что финалисты чаще всего получают какие-то интересные предложения от домов мод, получают интересную стажировку. Например, в Милан у нас есть две стажировки, а также участие на международных неделях мод, участие во многих интересных показах и так далее. Я думаю, что это самый нужный трамплин, за который хочется ухватиться.

Николай Растворцев, ведущий: Когда вы создаете, боитесь ли повториться? Изучаете ли то, что было, и стараетесь не повториться? А может быть, вы берете все лучшее, что создали до вас, и объединяете это в каком-то новом свете?

Мохинур Комолова, студентка СПбГУПТД, участница фестиваля: Я работаю в этно-стиле, поэтому, я думаю, что я беру что-то лучшее из того, что было сделано, и добавляю своё, модернизируя это.