В гостях у программы «Утро в Петербурге» Игорь Тонин, заслуженный артист России, художественный руководитель государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица» и Лейла Ахмедова, музыкант.

Василий Киров, ведущий: 1 октября – Международный день музыки. Важно отметить, что он был учрежден Международным музыкальным советом при ЮНЕСКО в 1973 году по инициативе выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича и отмечается во всем мире по сей день. Вы объездили весь мир. Расскажите о том, как принимают наши прекрасные русские народные музыкальные инструменты, нашу культуру в разных странах? И почему до сих пор она вызывает бурный успех у зрителя?

Игорь Тонин, заслуженный артист России, художественный руководитель государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Я скажу, что это не только из-за того, что для многих это экзотический инструмент. На самом деле, наши народные инструменты претерпели очень мощную эволюцию, и они превратились в академические инструменты. То есть диапазон расширяется с каждым днем, потому что уже маститые композиторы пишут, начиная с 1945 года. С 1945 года, когда Николай Будашкин написал концерт для домры с оркестром, начинается уже авторская история, потому что до этого играли всякие переработки.

Василий Киров, ведущий: Лейла, расскажите, как музыка появилась в вашей жизни? Почему именно домра?

Лейла Ахмедова, музыкант: Это очень интересная история. Моя мама услышала по радио объявление о том, что музыкальная школа при училище имени Римского-Корсакова набирает детей. Мы пошли с ней поступать, меня не взяли на фортепиано, волею судеб я оказалась в мире народных инструментов.

Ксения Бобрикова, ведущая: А было какое-то сожаление, что не фортепиано?

Лейла Ахмедова, музыкант: Нет, абсолютно нет.

Ксения Бобрикова, ведущая: А вообще игра на домре – это сложная игра?

Василий Киров, ведущий: Отличается ли от других струнных?

Лейла Ахмедова, музыкант: Мне кажется, невозможно сравнивать инструменты друг с другом. То есть игра на любом музыкальном инструменте – это сложно, но очень увлекательно.

Василий Киров, ведущий: Игорь Михайлович, расскажите, как музыка появилась в вашей жизни? Тоже случайно или все-таки это было сознательно?

Игорь Тонин, заслуженный артист России, художественный руководитель государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Я скажу, что с пеленок. Это семья. Семья в широком смысле этого слова. Потому что у моих родителей очень большие были семьи, в которых они родились, потому что много было братьев. То есть у меня дядей, тетей было очень много. Достаточно шумные компании всегда собирались, пели, играли на разных инструментах. Они не были профессионалами, но все очень любили. Многие на гитаре играли. На балалайке играл мой дядя, который мне потом давал первые уроки, это еще было до 1-го класса. В детском саду у нас было очень много музыкальных инструментов детских – глокеншпиль, маленький аккордеон я «мучил», четвертушечка была, на нем подбирал какие-то звуки, мелодии знакомые. В общем, потихонечку как-то музыка вокруг нас объединяла.

Василий Киров, ведущий: Как молодежь сейчас приходит в народную музыку? Все-таки цифровые технологии, очень активно развивается эстрада, поп-культура. А вот народная музыка – это что-то особенное?

Игорь Тонин, заслуженный артист России, художественный руководитель государственного оркестра русских народных инструментов «Метелица»: Живой звук никто не отменял на самом деле. Я думаю, что это поток новых музыкантов. У нас тоже происходит определенная ротация, и в этом году у нас два струнника и одна духовая флейта. Струнники пришли молодые девушка и парень.