АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Почему история возникновения создания Музея истории русских войн связана только с началом ХХ века? Почему он раньше не появился например?

ДМИТРИЙ КЛОЧКОВ, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Для этого мы должны обратиться к истории создания самой Ратной палаты, она была основана благодаря энергии и благоприятному отношению Николая II, и Елена Андреевна Третьякова- это вдова Сергея Михайловича Третьякова, брата знаменитого основателя Третьяковской галереи — Павла Михайловича Третьякова

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Я правильно понимаю, что Ратную палату специально начали строить под этот самый музей? Здание — под проект?

ДМИТРИЙ КЛОЧКОВ, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Да, здание — под проект, это абсолютно верно, причём вначале планировалось создать Музей истории русских войн. Дело в том, что у Третьяковой имелось большое собрание гравюр, относящихся к допетровскому периоду, и подразумевалось, что это будет вот неким Музеем-хранилищем, как его иногда называли, для вот этих вот артефактов, то есть предполагалось, что здесь будут лекции, была даже сцена специально запланированная, которая сохранилась у нас то есть был такой комплекс задуман.

Начинается Первая мировая война, ну и понятно, что это событие заслонило все другие события исторические на тот момент, и уже в 1914 году было решено перепрофилировать Ратную палату под Музей «текущей войны», как её тогда называли. Начинается сбор трофеев, уже в 1915 году сюда прибыли различные трофеи — это может быть и обмундирование нашего противника, которые были захвачены: немецкие, английские, турецкие в том числе. Тем временем война шла, и решили увековечить память о Георгиевских кавалерах — о тех героях, которые воевали в этой войне, отличились, получили множество наград. Создаётся специальная комиссия, которая отбирает наиболее отличившихся людей: это были и солдаты, и офицеры, и начинают с них снимать портреты. Задумано было поместить несколько сотен портретов, была пристроена как раз в это время — во время Первой мировой войны, галерея специальная к тому зданию, которое уже существовало — Галерея Георгиевских кавалеров, и вот в таком расположении очень плотном, должно было быть заполнено портретами. Известно, что написано было до революции 157 портретов, а до наших дней сохранилось где-то в районе 50.

После революции здесь был образован Дом культуры для Агрономического университета, для наших соседей, но затем уже в 30-е годы оно было преображено общежитие студентов этого университета, и это был их клуб.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Если мы подсчитаем из того, что мы можем наблюдать в витринах музея, сколько здесь единицы самых разных таких?

ДМИТРИЙ КЛОЧКОВ, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Всего у нас около 2000 предметов, представленных в экспозиции музея. Экспозиция у нас состоит не только из мундиров, но оружие, награды, снаряжение. Вот здесь у нас кабинет Николая II в ставке. В 1915 году мы знаем наш армия стала отступать, пришлось оставить Варшаву, и дух боевой начал падать, Николай II решил принять на себя уже звание главнокомандующего, вступил в командование, и ставка была перенесена из Барановичей, где до этого находилась — в Могилёв, и она всю войну и находилась. Николай II, конечно, приезжал в Царское Село, где он проживал с семьёй, а с другой стороны, он довольно часто бывал в Могилёве.

Мы видим здесь мундир, принадлежавший Алексею Николаевичу, мундир Константиновского артиллерийского училища, это парадный мундир, причём это мундир не офицерский, потому что Алексей Николаевич он мог носить и офицерскую форму, и форму нижнего чина. Эта витрина посвящена специальным родам войск Русской армии: это пулемётчики. это инженеры, сапёры, дело в том, что война очень скоро превратилась в позиционную, и, конечно, умение создавать укрепления, огневые точки и окопы — это всё было очень важно, и вот инженеры были в этом плане незаменимы.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Царское Село — это такая колыбели российской авиации, где проходили эти все экспериментальные полёты и не только ….

ДМИТРИЙ КЛОЧКОВ, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Да, совершенно верно, истории Царского Села непосредственно связано с развитием и зарождением русской авиации, и могу сказать, даже во время Первой мировой войны здесь были авиационные подразделения, которые охраняли императорскую резиденцию. Это был сначала авиаотряд, потом уже авиадивизион, то есть уже два авиаотряда. Дело в том, Николай, когда стал верховным главнокомандующим, он стал довольно часто выезжать в Могилёв. Вместе с ним этот отряд грузился в вагоны, ехал, там разгружался, собирались аэропланы, и потом обратно также возвращался.

У нас первый раздел посвящён зарождению авиации, мы рассказываем о тех пионерах — это были не только русские лётчики, мы знаем, официально сейчас первенство принадлежит братьям Райт первого полёта на аэроплане, но тем не менее, мы показываем и самолёт Александра Фёдоровича Можайского, который он собрал и в 1882 году и попытался на не\ём взлететь, и последние исследования говорят о том, что он оторвался буквально на несколько сантиметров от земли. Тем не менее, мы видим здесь основные элементы: это крылья, пропеллеры, средства управления в виде морского штурвала, потому что Можайский был морским офицером, хвост – фактически схема самолёта сохранилась до наших дней.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Но это не отрицает того факта, что он – отец нашей авиации.

ДМИТРИЙ КЛОЧКОВ, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Да, безусловно. А наиболее массовым довоенным аэропланом был аэроплан Форман- 4, и вот на этом, на такой модели была первая жертва нашей авиации — это Лев Макарович Мациевич, который на Комендантском аэродроме по просьбе великого князя Александра Михайловича — и как мы видим на таком аэроплане, у которого даже по сути кабины нету, то есть просто сидение открытое, без козырька даже защитного, без привязных ремней, — он взлетел высоко, оторвалась из растяжек, попала в винт, начал резко планировать аэроплан, и он просто оттуда выпал. Если бы он был привязан, он мог бы сесть, потому что многие лётчики они умели садиться с выключенными моторами.

Ну, конечно, нельзя сказать про героев-авиаторов того времени — был ас лётчик Крутень, который на самом деле был вторым, кто произвел таран после Нестерова, но он остался жив. Нельзя не сказать о тех лётчиках, которые получили своею профессию именно в Первую мировую войну, но раскрылись уже в Советском Союзе. Вот например Бабушкин, чьим именем названа улица у нас в Санкт-Петербурге.. Вот здесь мы видим его кортик, его планшетку, и на кортике надпись, что «лётчику- инструктору Бабушкину от лётчика Гадульского». Дело в том, что он был лётчиком-инструктором в Гатчинской школе авиации, и вот его подопечный решил отблагодарить своего учителя, а в дальнейшем — это герой Советского Союза, полярный лётчик, спасал экспедицию Челюскина.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Про Первую мировую войну уже написано, сказано, снято серьёзными историками. писателями огромное количество всего, вот на современном этапе развития и России, и нашей исторической науки — каково отношение к Первой мировой войне?

ДМИТРИЙ КЛОЧКОВ, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Вы знаете, в Советское время это была забытая война, она была для России неудачная, мы вышли до её завершения, хотя могли бы быть среди победителей, и мы внесли очень большой вклад в победу в этой войне наших союзников. Интенсивность боёв была очень высокая на нашем фронте, и, к сожалению, непопулярность этой войны в Советское время оставила за бортом многие исследования, то есть они не были напечатаны. было не очень много публикаций, и сейчас мы считаем. что как раз пришло время уже в современной истории, восполнить эти пробелы.

АНДРЕЙ СМИРНОВ, ведущий:

Ну и самое главное то, что Первая мировая война она фактически спровоцировала и Вторую мировую войну.

ДМИТРИЙ КЛОЧКОВ, начальник военно-исторического отдела Государственного музея-заповедника «Царское Село»:

Да, то есть это был пролог для больших конфликтов, более кровопролитных, чем те, что случились в Первой мировой войне, да многие конфликты, которые мы знаем, и до сих пор в современной истории, это всё уходит корнями как раз в Первую мировую войну.