Впервые в Петербурге трамвай «на электрической тяге» пошел 29 сентября 1907 года

Честь вести состав выпала одному из разработчиков трамвайной линии, инженеру-электрику Генриху Графтио. Всего 7 минут потребовалось, чтобы проехаться по первой линии от Адмиралтейства до Большого проспекта Васильевского острова. К зиме в столице империи трамваи ходили уже по трем маршрутам.

Вообще, с петербургским трамваем приключилась странная история. Казалось бы, быть Петербургу во всем пионером в своем отечестве. Но он стал лишь 28 по счету городом в России, в котором открылось трамвайное движение. А ведь еще осенью 1880 года штабс-капитан гвардейской артиллерии Федор Пироцкий на углу Дегтярного переулка и нынешней улицы Моисеенко продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Выгода была налицо – никакого навоза и огромная скорость – 35 километров в час против десяти, которые могла выдавать конка.

Но в Петербурге у владельцев конок был козырь: договор аренды улиц сроком на 30 лет. Так что столице оставалось только ждать. Годы спустя, словно наверстывая упущенное, Петербург, вернее, уже Ленинград попал в книгу рекордов Гиннесса как самый «трамвайный город мира».

И еще кое-что. В 30-е годы вагоны на входе украсились белой линией на высоте одного метра – таким образом измеряли рост детей. Те, кто пониже, ездили бесплатно. Родители, не желающие оплачивать проезд переростков, доказывали, что росту добавляет головной убор. Так благодаря ленинградскому трамваю появилось выражение «рост – метр с кепкой».