В гостях у программы «Утро в Петербурге» Олег Попов, юрист.

Михаил Спичка, ведущий: Россиян предупреждают о новой схеме мошенничества, согласно которой злоумышленники якобы могут провести сделку по продаже недвижимости через Госуслуги, завладев электронной цифровой подписью жертвы.

Дарина Шарова, ведущая: Подробнее о том, что нам грозит, а также о том, как себя защитить далее.

Михаил Спичка, ведущий: Расскажите, пожалуйста, об этой схеме. Какие конкретные действия могут предпринять мошенники, чтобы получить квартиру?

Олег Попов, юрист: Во-первых, мошенники могут завладеть вашим личным кабинетом и всеми данными, которые там располагаются. В дальнейшем подать документы на регистрацию сделки с недвижимостью, переоформить ее на другого человека, а потом перепродать. Это все происходит в интернет-пространстве через Госуслуги, в Росреестре и так далее. Чтобы этого не случилось, нужно, во-первых, следить за паролем: проверять, менять его периодически и создавать наиболее сложный пароль для того, чтобы исключить этот доступ.

Михаил Спичка, ведущий: Как создать сложный пароль?

Олег Попов, юрист: Во-первых, Госуслуги предлагают свои пароли, и они достаточно сложные. Единственное, нужно его хранить где-то в отдельном месте, желательно на листочке, чтобы не было ни у кого к нему доступа. Потому что, если мы храним его где-то в интернет-пространстве, к нему может быть осуществлен доступ.

Дарина Шарова, ведущая: В первую очередь мы говорим про электронную подпись, которой может завладеть злоумышленник. Но вот Минцифры при этом опровергают возможность продажи квартир через Госуслуги с помощью украденной электронной цифровой подписи. Вот почему такое противоречие?

Олег Попов, юрист: Не скажу, почему так утверждают Минцифры, но прецеденты были. Раз у нас возникло такое новшество, как запрет сделок с недвижимостью через Госуслуги. Теперь любой пользователь, у кого есть доступ к Госуслугам, может подать заявление на запрет сделок с недвижимостью, которая ему принадлежит через личный кабинет. То есть мы подписываем данное заявление усиленной и квалифицированной подписью, и теперь без нашего личного присутствия не могут совершаться никакие сделки с недвижимостью.  

Михаил Спичка, ведущий: То есть доверенность уже не работает в данном случае, только присутствие?

Олег Попов, юрист: Да, даже если какой-то человек захочет совершить сделку с недвижимостью и придет с каким-то договором в МФЦ, либо в Росреестр, ему откажут.

Михаил Спичка, ведущий: Почему?

Олег Попов, юрист: Потому что этот инструмент не дает право кому-либо, кроме вас, совершать сделки с вашей недвижимостью.

Дарина Шарова, ведущая: То есть вы рекомендуете поступить именно таким образом. И это действительно нас защитит от неправомерных действий?

Олег Попов, юрист: Да, защитит. Еще нужно систематически обновлять свои данные в Росреестре и МФЦ и предоставлять актуальные данные: то есть свой телефон, свой адрес, электронную почту и так далее. Потому что Росреестр, если видит то, что пытаются провести сделку с недвижимостью, на которой стоит запрет на совершение сделки без присутствия собственника, уведомляет собственника о том, что пытались совершить какие-либо действия с недвижимостью. И тогда собственник уже может обратиться либо в правоохранительные органы, либо в Росреестр.

Михаил Спичка, ведущий: А имеет ли смысл через какое-то время периодически запрашивать в Росреестре выписку по поводу своей квартиры?

Олег Попов, юрист: Для своего спокойствия, конечно. В паспортном столе получать форму 9, смотреть кто зарегистрирован.

Дарина Шарова, ведущая: Резюмируя наш разговор, можем сказать, что поставить этот запрет имеет смысл для того, чтобы спать спокойно?

Олег Попов, юрист: Да, безусловно.