В гостях у программы «Утро​ в​ Петербурге» Рустам Кабардоков, юрист.

Марианна Дьякова, ведущая: Специалисты проанализировали все данные об авиабилетах по России, забронированных на одном из порталов, и выяснилось, что свыше 72% проездных документов, которые были оформлены с января по июль текущего года, оказались невозвратными. В попытке немного сэкономить при покупке авиабилетов и бронировании гостиниц мы зачастую оформляем невозвратные тарифы, что не предполагает возможности получить средства обратно при отмене поездки. Может ли пассажир вернуть полную стоимость невозвратного авиабилета по уважительным причинам, и какие это должны быть причины?

Рустам Кабардоков, юрист: Из каждого правила есть исключения. Обстоятельств, которые позволяют нам возвращать денежные средства в полном объёме при невозвратных тарифах, много. Наиболее распространённое — это болезнь самого пассажира, членов его семьи или близких родственников, которые должны были лететь с ним одним рейсом. Смерть члена семьи либо близкого родственника — те обстоятельства, которые связаны с личностью самого пассажира. Помимо этого, есть дополнительные обстоятельства: существенная задержка рейса, при которой мы можем потребовать полного возврата стоимости билетов, но критерий существенности в этом случае определяет авиаперевозчик. Отмена рейса, задержка пассажира на досмотре, если он из-за этого не успел на рейс и у него не обнаружили ничего запрещённого. Непредоставление того класса, который пассажир приобрёл. Все эти обстоятельства могут быть трактованы более широко самим перевозчиком.

Николай Растворцев, ведущий: Обязательно ли подтверждать справкой медицинские обстоятельства?

Рустам Кабардоков, юрист: Общие правила таковы, что человек обязан сообщить, что не может лететь до окончания регистрации рейса. Сообщить можно по телефону, направить письмо на электронную почту. Можно обратиться непосредственно к самому перевозчику. Медицинские документы обязательны. Мы должны зафиксировать два важных момента, связанных с ними. Первое — наличие противопоказаний к полёту. Второе — это дата. Период болезни должен совпадать с периодом вылета.

Марианна Дьякова, ведущая: Можно ли невозвратный билет обменять на другой билет этой же авиакомпании, только на другую дату?

Рустам Кабардоков, юрист: Законодательного запрета на такие действия нет. Авиакомпании идут на такие уступки, но с небольшой доплатой со стороны пассажира. Такая практика достаточно распространена.

Николай Растворцев, ведущий: Сейчас гостиница в России может назначать постояльцам гарантированное и негарантированное бронирование. В чём разница и на что обратить внимание?

Рустам Кабардоков, юрист: Данные понятия появились недавно и закреплены законодательно специальными нормами. При гарантированном бронировании постоялец получает дополнительные гарантии. Гостиница должна сохранять за ним забронированный номер до расчётного часа следующих суток за датой брони, которая у него была. В случае если человек заблаговременно не сообщил о том, что не может заселиться, и гостиница получила определённый простой, они имеют право удержать определённую сумму в виде штрафов и неустойки. Как правило, это стоимость одних суток, но не более того.   

Николай Растворцев, ведущий: Могут ли удержать сумму за весь период бронирования?

Рустам Кабардоков, юрист: Нет, это противоречит специальным нормам и действующему законодательству. Удерживается сумма стоимости номера не более чем за одни сутки.

Марианна Дьякова, ведущая: Сколько времени держится номер за постояльцем при негарантированном бронировании номера?

Рустам Кабардоков, юрист: Ровно до часа заезда держится за постояльцем номер. В случае если постоялец не прибыл, то гостиница имеет право аннулировать эту бронь и обязана вернуть полную стоимость всей брони. 

Марианна Дьякова, ведущая: Практически на всех сайтах гостиниц написано, что в любом случае удерживается стоимость первых суток. Законно ли это?

Рустам Кабардоков, юрист: При негарантированном бронировании это незаконно, и вам должны вернуть денежные средства в полном объёме.

Николай Растворцев, ведущий: Законно ли в отелях прописывать полностью невозвратный тариф?

Рустам Кабардоков, юрист: Нет, это запрещено законом. У нас есть Постановление правительства, в котором прописано, что полностью невозвратных тарифов быть не может. Здесь лицо самостоятельно определяет, какую бронь он хочет себе — гарантированную или негарантированную.